Углеводородный рынок России ожидает сразу несколько ударов с разных сторон. На фоне снижения спроса на сырье дешевеет нефть, которая последние недели демонстрировала феноменальный рост. К концу недели черное золото стоило уже чуть более $ 60 — недельное снижение цен оказалось самым стремительным за последние два месяца.
Считается, что на настроения инвесторов повлияли как новости из Саудовской Аравии (поиздержавшись, арабы быстро восстанавливают нефтедобычу после атаки на объекты Saudi Aramco), так и из США (судя по отчетам, здесь растут запасы сырой нефти).
Позитивный настрой инвесторов связан и с общим «потеплением» геоэкономической ситуации: в частности, похоже, что Дональд Трамп все же сумеет договориться с Си Цзиньпином. Правда, сохраняются трения между США и Ираном, но они скорее переходят в категорию перманентных факторов.
А вот, скажем, белорусский лидер Александр Лукашенко, напротив, опять демонстрирует своеволие: он заявил, что Белоруссия намерена искать альтернативных поставщиков нефти для народного хозяйства. И хоть на глобальные котировки это вряд ли повлияет, но может лишить отечественных поставщиков большого и перспективного рынка сбыта.
Падение мировых цен на нефть (вкупе с негативными прогнозами) повлекло резкое снижение котировок на российском фондовом рынке, а также ослабление рубля — в пятницу доллар подорожал до 64,5 рублей, а евро — до 10,5 рублей.
О перспективах «Свободная пресса» расспросила наших экспертов-экономистов.
Нефть подешевет до $ 56
— Восстановление и вход в прежние темпы добычи в Саудовской Аравии не оказали должного влияния на стоимость, и сейчас фьючерс нефти Brent составляет $ 61,8, со снижением на $ 0,6. В будущем месяце цены будут держаться в диапазоне $ 62,8-$ 56,5 за баррель, — считает заместитель председателя правления «Локо Банка» Андрей Люшин. — Волатильность цен обусловлена заявлением Трампа о возможности скорого прекращения торговой войны с Китаем. После этой новости «быки» и «медведи» снизили свою активность и динамика была вялой, хотя очевидна стабильность положения после недавнего резкого падения.
«СП»: — А что будет с рублем?
— Санкционная подоплека снова сказывается нестабильностью рубля. Так же против рубля утром сработало возвращение динамики развивающихся рынков на «Форексе» и нефти в отрицательные диапазоны, ранее воспрянувших духом в надежде на торговую сделку между США и КНР. В целом, рубль возобновляет укрепление после стремительного обвала. Такая тенденция сохранится и в следующем месяце, в пределах изменения цен на нефть, стоимость национальной валюты будет стремиться к 63 рублям за доллар.
У правительства головокружение от успехов
«СП»: — Минфин опубликовал прогноз трехлетнего бюджета, в котором утверждается, что до 2022 года произойдет неминуемое снижение цен на нефть, а это негативно отразится на российском бюджете.
— На протяжении последних трех лет, с января-февраля 2016 года и по текущий момент цены на нефть растут, и они явно выше заложенных в федеральный бюджет $ 40-$ 45 долларов за один баррель нефти сорта Brent, что позволяет нашей стране находится в «зоне комфорта». Точнее, не сколько стране, а скорее правительству и Министерству финансов, — говорит руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. — Мне бы очень хотелось посмотреть, что с ними стало бы, если цены на нефть были бы на уровне в $ 40 долларов за один баррель нефти сорта Brent, и там оставались бы примерно год, а на мировом финансовом рынке был бы повтор ситуации 2008−2010 годов. Тогда о комфортном уровне государственного долга, наверное, не пришлось бы говорить, да и профицита в бюджете не нашли бы.
«СП»: — А что будет происходить со сбалансированностью бюджета на фоне негативных новостей с углеводородных рынков?
— Отдельной строкой в государственных долгах надо поставить долги российских корпораций. Все прекрасно, наверное, помнят ситуации 2008 года, когда именно за счёт государства и средства россиян, все наши чудо-олигархи (или большинство из них), спасали свои погрязшие в долгах корпорации. Сейчас, когда, слава Богу, влияние нашей страны на геополитическом пространстве существенно выросло, даже не взирая на американские санкции (а возможно именно и с их участием), есть шансы для обсуждения перспектив, но не стоит забывать и о рисках. Они в большинстве своём есть всегда.
Я очень был бы рад, если по состоянию на 1 октября 2019 года, счет чистых активов государственных органов в Центробанке и коммерческих банках страны составлял бы цифру в 5−10% от прогнозного ВВП на 2019 год, по оценке или Минфина, или Минэкономразвития (для меня это всё равно).
Меня беспокоит внешний фон и общая нестабильность в мировой экономике, а у нас в стране сразу, как только что-то пытается налаживаться, и глянул первый просвет в тучах, уже исторически, принято рапортовать о полном успехе над всем сразу. Пока я настроен несколько скептически и напомню всем слова статьи Ленина: «У товарищей головокружение от успехов».
Причём я уже не раз говорил о том, что у наших чиновников просто прижилась привычка отрицать факторы риска изменения внешней среды, наверное, потому, что они прекрасно понимают тот факт, что от их миропонимания не зависят глобальные тренды.
По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».