8 октября на пленарном заседании Государственной Думы от имени фракции КПРФ выступил депутат А.В. Корниенко. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
- Уважаемые депутаты! В сентябре в г. Владивостоке прошел пятый Восточный экономический форум, по итогам которого, уже традиционно, Президентом Российской Федерации сформирован перечень поручений органам государственной власти, направленных на достижение цели ускоренного развития Дальнего Востока.
Некоторые ежегодные поручения представляет собой довольно широкие задачи, с реализацией которых справиться в полной мере не удается.
Например, о росте показателей социального развития субъектов Дальневосточного федерального округа выше среднероссийских значений пока говорить не приходится.
Более конкретные, точечные поручения реализуются лучше. Правда, не всегда это происходит быстро. Например, есть поручения по строительству новых грузопассажирских судов и обеспечению регулярного сообщения между Курильскими островами и портами Сахалина, Камчатки, Магаданской области, Приморского края.
Однако сфера морского сообщения в регионе сильно запущена. Большинство судов, плавающих на Курильские острова, построено 30 и более лет назад и часто выходит из строя. Учитывая нередкие срывы сроков реализации контрактов и их удорожание, как, например, это происходит сейчас со строительством двух паромов для переправы Ванино – Холмск, жителям региона еще долго предстоит ждать выполнения данных поручений.
Или, например, поручение Президента по итогам Восточного экономического форума 2017 года – обеспечить госзаказом старейшее градообразующее предприятие – Арсеньевскую авиационную компанию «Прогресс», готовую уже сегодня снабжать высококачественными вертолетами не только военную, но и гражданскую авиацию.
Вчера, 7 октября, тысячи заводчан вышли на профсоюзный митинг с требованием предоставить предприятию заказ и сохранить рабочие места. 220 авиастроителей недавно получили уведомления о сокращении. И если в начале 2018 года в компании трудились 7100 человек, то к январю 2020-го их будет меньше 5000.
Для арсеньевцев отчеты чиновников о создании новых рабочих мест на Дальнем Востоке звучат как издевательство.
А еще дальневосточники на митингах и в многочисленных обращениях требуют не уменьшать районный коэффициент и обеспечить размер базового оклада работника на уровне не ниже МРОТ.
Между тем, Администрация Приморского края уже разработала решение о снижении районного коэффициента к зарплатам на юге Приморского края с 1,3 до 1,2, а внесенный депутатами фракции КПРФ законопроект о соответствии базового оклада МРОТ был отклонен большинством Государственной Думы.
Вот так мы с вами слышим просьбы людей. Шаг вперед, два шага назад в развитии Дальнего Востока, по-другому и не скажешь.
Далее. Мы, безусловно, приветствуем поручения Президента о снижении ставок ипотечного жилищного кредита на первичном рынке для семей с детьми сначала до 5%, а теперь уже до 2% годовых.
Вместе с тем, эта мера не может быть основной при решении жилищной проблемы Дальнего Востока в целом и закреплении населения на территории.
При среднероссийском показателе 0,7% аварийного жилищного фонда, в регионах ДФО эта цифра колеблется в среднем от 2 до 6% достигая 7,5% в Якутии и 4,5% в одном из самых богатых регионов России – Сахалинской области. В действительности аварийного жилья намного больше, так как местные власти, не желая портить статистику и брать новые обязательства по расселению людей, часто волокитят с вопросом признания домов аварийными.
Люди десятилетиями стоят в очередях на улучшение жилищных условий, слыша при этом один ответ – нет денег и свободных жилых помещений.
Следует сказать и про то, что новое жилье на Дальнем Востоке вводится ограниченно, отставая от среднероссийских темпов в 1,5 раза. При этом стоимость квадратного метра на 18% больше и уступает только Москве и Санкт-Петербургу.
Мы долго боролись с проблемой обманутых дольщиков, в том числе на Дальнем Востоке. Однако ситуация в данной сфере здесь такова, что и без того медленное строительство жилья может и вовсе прекратиться, и тогда ипотеку под 2% будет давать просто не на что.
Дальневосточные строительные компании сообщают о прекращении работы в связи с невозможностью выполнять новые условия законодательства, связанные с введением эскроу-счетов и высокими кредитными ставками в 15-16%. По сути, дело идет к монополизации рынка и удорожанию и без того дорогого жилья.
Более того, строительные проекты ставятся под полный контроль банков, не желающих связываться с малоприбыльными стройками малых городов и отказывающих в кредитах и открытии эскроу-счетов. Пока жилищное строительство на большей части территории Дальнего Востока держится на энтузиазме руководителей строительных компаний.
Считаю данный подход недопустимым. Необходимо обеспечить некрупным, но добросовестным строительным компаниям Дальнего Востока поддержку со стороны государства. Для этого вовсе не нужно выделять им деньги из бюджета – достаточно установить облегченный режим деятельности, дать работать самим, в том числе настроив под данные цели режим территорий опережающего развития.
Пока же на практике получается, что, когда нет своей благоустроенной квартиры, слова государственных чиновников о миллиардах привлеченных инвестиций мало греют душу простому дальневосточному жителю.
Видимо, для решения проблем с жильем на Дальнем Востоке придется ждать нового поручения Президента.
Считаю, что это не очень хорошая тенденция, когда начинают решаться в основном только те вопросы, которым повезет оказаться в списке президентских поручений, при этом много других здравых и полезных предложений не учитывается.
Например, уже не первый год мы добиваемся принятия простой поправки в законодательство, с тем, чтобы пенсионеры, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, могли получать компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории России при выборе места отдыха за рубежом.
Работающие граждане такую возможность имеют. У пенсионеров она тоже есть, но для этого им нужно сначала получить судебное решение, и только тогда Пенсионный фонд им выплатит компенсацию. А это порядка 10 тысяч судебных процессов в год. Конечно, людей злит, когда их заставляют ходить по судам, и я не понимаю, почему мы никак не прекратим это.
Прошу вас обратить внимание на данный законопроект, который Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока уже рекомендовал к принятию, несмотря на отрицательное заключение Правительства.
В целом, как только депутаты - представители оппозиции заговаривают о льготах для дальневосточников, постоянно слышим в ответ – не занимайтесь популизмом, нет денег.
Так было, в частности, с предложенным фракцией КПРФ законопроектом о районном коэффициенте к пенсиям дальневосточников. Этот же аргумент звучит при рассмотрении предложений об увеличении средств на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом, например, у нас нет информации о том, как расходуются изъятые с 2018 года у Сахалинской области в пользу федерального бюджета дополнительные 50% налога на прибыль по соглашению о разделе продукции «Сахалин-2». Речь идет о десятках миллиардов рублей. Хотелось бы получить при рассмотрении федерального бюджета ответ на данный вопрос, если нужно, с подключением Счетной палаты.
Жители Приморского края, в свою очередь, так и не узнали, куда делись 18,7 млрд рублей, потраченные на строительство запланированных еще к саммиту АТЭС 2012 года и так и не достроенных 5-звездочных отелей "Хаятт". Из этих средств 14,3 млрд рублей – бюджетные инвестиции, еще 2,4 млрд рублей – возмещенный налог на добавленную стоимость. Примечательно, что в апреле текущего года эти недострои были проданы с пятой попытки, всего за 3,7 млрд рублей.
Такие примеры, скорее, отпугивают инвесторов от Дальнего Востока, а не привлекают их. Да и не только инвесторов – собственное население продолжает сокращаться – минус 2,7 миллиона человек с 1991 года, десятки тысяч уезжают ежегодно. К сожалению, по данным опросов, 28% дальневосточников на сегодняшний день хотели бы сменить место жительства и уехать навсегда.
Люди остро чувствуют фальшь. Они видят, как природные ресурсы Дальнего Востока, богатого флорой, фауной и всей таблицей Менделеева, текут мимо них за рубеж, даже не подвергаясь при этом глубокой переработке. Например, большинство дальневосточников не знает, что такое газовая плита на кухне, при этом добываемый на Дальнем Востоке газ активно направляется на экспорт. В погоне за высокими экономическими показателями нередко теряется качество, и хуже всего, если это качество жизни людей.
Полагаю, что при формировании программ развития Дальнего Востока необходим комплексный подход, с ориентацией не только на конкретные, точечные меры поддержки и несколько опорных населенных пунктов, но на улучшение качества жизни населения в целом, на новое развитие старых градообразующих предприятий, с обязательным соблюдением принципа недопустимости снижения уже имеющегося уровня социального обеспечения.
А для этого, в том числе, необходимо уделять пристальное внимание всему спектру инициатив, направленных на улучшение жизни на Дальнем Востоке, независимо от того, от каких политических сил они исходят.
Сайт ЦК КПРФ.