Состоявшийся в Госдуме 9 октября «правительственный час» на тему «О мерах правительства Российской Федерации по реализации национального проекта «Жильё и городская среда» щетинился зазубринами противоречий. Уже сама фигура главного его участника — вице-премьера Виталия Мутко контрастно оттеняла предмет разговора. Его стремительное перемещение в мае 2018-го из одной правительственной ложи в другую — со спортивной трибуны на стройплощадку — озадачило тогда видавшую виды российскую публику.
ЭТА ОТОРОПЬ не прошла и теперь. С одной стороны, громадьё задач, поставленных в «майском указе» президента и конкретизированных в нацпроекте, за которые с присущей ему дерзостью взялся В. Мутко, с другой — острые углы методов их воплощения.
Согласно экспертным оценкам, половина граждан России нуждаются в улучшении жилищных условий. «Наша задача — превратить эту потребность в платёжеспособный спрос», — заявил куратор строительной отрасли. Основной механизм расширения жилищного строительства правительство видит в стимулировании ипотечного кредитования. Однако продолжающееся падение уровня жизни населения отодвигает перспективу новоселья для большинства на необозримое будущее.
Это подтверждают и выводы Счётной палаты РФ. Достижение показателей нацпроекта возможно только при устойчивом росте реальных доходов граждан, обеспечении темпов экономического роста выше мировых — порядка 3,5—4 процентов в год и при инфляции не выше 4 процентов. Если с инфляцией, по данным Росстата, всё более-менее нормально — она не превышает 2,5 процента, то другие условия реализации жилищного нацпроекта безнадёжны. Экономический рост за первое полугодие составил 0,9 процента, а реальные денежные доходы граждан сократились на 1,3 процента и продолжают падать. Последнее обстоятельство усугубляется закредитованностью населения, уровень которой за минувший год возрос на 5 процентов.
Комитет Госдумы по контролю и регламенту обратил внимание на сочетание в нацпроекте несочетаемого: ставится задача обеспечить доступным жильём не менее 5 миллионов семей и при этом повысить стоимость квадратного метра жилья на 20 процентов, предстоит вывести из отрасли недобросовестных застройщиков и не допустить падения объёмов ввода жилья, надо решить проблему расселения граждан из аварийных домов и привлечь на эти цели средства из негосударственных источников.
Вице-премьер В. Мутко оптимистично отчитался о росте объёмов в 2019 году ежемесячного ввода жилья на 11,4 процента по сравнению с 2018 годом. Но в сравнении с 2017-м этот рост оказался падением на 7,8 процента. Правительственный чиновник подчеркнул, что начало реализации нацпроекта совпало с очень серьёзной по масштабу и значимости реформой жилищного строительства — постепенным отказом от долевого и переходом к проектному финансированию, предполагающему открытие так называемых эскроу-счетов, когда банк становится третьей стороной и отслеживает исполнение всех договорных обязательств. С 1 июля после запуска новой системы финансирования было открыто более 15 тысяч эскроу-счетов, отметил как достижение В. Мутко.
Однако в переводе на дома это означает два 90-квартирных дома на регион, уточнил представитель Комитета ГД по контролю и регламенту, и такое сопоставление отнюдь не впечатляет. Согласно паспорту нацпроекта, в 2019 году должно быть введено около 55 миллионов квадратных метров жилья в многоэтажных домах. Но опубликованные застройщиками проектные декларации свидетельствует о том, что этот показатель будет выполнен лишь на 61 процент. Падение объёмов Счётная палата РФ связывает с введением нового механизма финансирования и предостерегает, что он может повлечь банкротство, уход с рынка порядка двух тысяч застройщиков, то есть третьей части от общего их числа. Этот процесс затрагивает малые и средние региональные строительные компании. О предлагаемых КПРФ мерах их поддержки в числе прочего говорил в своём выступлении накануне в часе заявлений по актуальным вопросам Алексей Корниенко («Правда», №112 за 10 октября).
Думский Комитет по контролю и регламенту отметил, что не решено много важных задач: не заработал механизм независимой гарантии «ДОМ.РФ», не достигнут показатель по среднему уровню процентной ставки по ипотеке — сегодня она 10,25, а должна быть 8,9, не внесён законопроект, устанавливающий новый механизм переселения граждан из аварийного жилья.
Да и кассовое исполнение нацпроекта, судя по докладу Счётной палаты РФ, не на высоте. На 1 октября оно составило не более 58 миллиардов рублей, или 59 процентов от запланированного. Что касается программы переселения из аварийного и ветхого жилья, то регионам на её реализацию перечислено лишь 10,6 миллиарда рублей, или 30 процентов положенных средств.
Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Валентин Шурчанов выразил озабоченность проблемой строительства жилья для селян. По его мнению, с жилищным нацпроектом необходимо увязать и программу развития сельских территорий.
Ольга Алимова высказала критические замечания по поводу индикаторов нацпроекта, которые зачастую вынуждают муниципалитеты строить фонтаны и прокладывать аллеи, в то время как «скорая помощь» или пожарные машины не могут заехать во дворы. В показателях комфортной городской среды не учитываются изношенные коммуникации, транспортная логистика и отсутствие парковок, общественных туалетов и бань. Вообще, создана удивительная модель, заметила депутат: чтобы отремонтировать двор, нужно войти в государственные программы и ждать денег из Москвы.
Юрий Синельщиков обратил внимание правительства на недопустимость ситуации, которая сложилась в Татарстане, где людей выселяют из аварийных домов по судебным решениям без предоставления жилья. В городах республики по программе расселения на квадратный метр аварийного жилья выделяется лишь 11 тысяч рублей, а поскольку приобрести квартиру на эти средства невозможно, гражданам предлагают вступить в программу социальной ипотеки. Однако большинство жителей этих домов малоимущие, и выплачивать ипотеку им крайне сложно. К тому же многие дома, признанные аварийными, находятся в удовлетворительном состоянии, и собственники жилья активно борются, в том числе и в судах, за отмену решения об их сносе. Парламентарий обратился к вице-премьеру с требованием проинформировать Думу о предполагаемых мерах правительства для законного и справедливого решения проблемы.
Владимир Бортко поднял проблему коррупции, которой, по его мнению, поражена вся строительная индустрия сверху донизу. И именно эта беда является причиной того, что строятся небоскрёбы там, где допустимо только малоэтажное строительство. Депутат выдвинул предложение вообще ограничить дальнейшее расширение двух столиц.
Эта идея нашла продолжение в выступлении от фракции КПРФ первого заместителя председателя Комитета по транспорту и строительству Михаила Авдеева. Необходимо стимулировать строительство жилья в регионах, а не уплотнять столицы, полагает он. Депутат сделал ещё один акцент на нормативно-правовой базе нацпроекта «Жильё и доступная среда». Для обеспечения системного подхода к формированию градостроительной политики должны быть приняты генпланы территорий. А поскольку у муниципалитетов на это зачастую просто нет денег, то можно было бы предусмотреть средства в бюджете на будущий год, считает депутат. Михаил Авдеев подчеркнул важность введения норм, делающих невозможным строительство жилого комплекса или микрорайона без определения поэтапного введения социальной инфраструктуры. Он также отметил большое значение снижения кредитной ставки по ипотеке для многодетных семей дальневосточников. Эти меры, полагает он, надо распространить и на другие категории граждан. Подчеркнув, что система проектного финансирования как нельзя лучше подходит для современных условий, парламентарий в то же время отметил её побочный эффект — избыточную отчётность, которая взамен старых возвела новые административные барьеры.
По материалам публикаций на сайте газеты ПРАВДА.