Отмечавшийся 5 октября Всемирный день учителя сопровождался вполне праздничными речами представителей власти, уверявших нас в совершеннейшем с их стороны почтении к этой якобы уважаемой ими профессии. На практике же положение учителей внушает тревогу. Вопросы оплаты труда преподавателей наводят на совсем не весёлые размышления. В отчётах чиновников от образования и губернаторов всё гладко: заработные платы учителей соответствуют «майским указам». На деле же ни одна «прямая линия» президента не обходится без обращений педагогов о недопустимо низкой заработной плате. Более-менее достойный уровень заработной платы достигается в основном за счёт увеличения учебной нагрузки. Существует расхожее мнение в учительской среде: при работе на одну ставку останешься голодным, а при работе на две ставки — поесть некогда.
РЕАГИРОВАНИЕ ЧИНОВНИКОВ на отдельные обращения учителей не решает проблему в целом. Поэтому накануне нового учебного года Общероссийский профсоюз образования провёл акцию, цель которой — увеличение финансирования оплаты труда работников образования из федерального бюджета. Акция была приурочена к началу парламентских слушаний в Государственной думе и обсуждению федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021—2022 годов.
Общероссийский профсоюз образования, областные профсоюзные комитеты предложили до 10 сентября направить обращения, письма, телеграммы в Государственную думу, Совет Федерации, правительство РФ со следующими требованиями:
— законодательно закрепить увеличение целевых показателей повышения средней заработной платы педагогических работников организаций общего образования до уровня не менее 150 процентов к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации;
— довести оклад неквалифицированного работника до уровня не ниже МРОТ;
— проработать механизмы оказания субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на решение вышеуказанных задач.
Вполне разумные требования, поддержанные не только работниками образования, но и общественными организациями. Узнав о проведении акции, отправило обращение и Воронежское областное отделение «Всероссийского женского союза — «Надежда России». Уж коль отклоняется из года в год законопроект КПРФ об образовании для всех, так хотя бы пусть будут рассмотрены эти, минимальные, требования педагогических работников.
И каковы же итоги?
Из Государственной думы и Совета Федерации получены ответы, что обращения направлены в соответствующие профильные комитеты. Что ж, вполне ожидаемый стандартный ответ. Но он сохраняет хотя бы надежду у заявителей о возможности решения их проблем. А что же правительство? Его аппарат «спустил» поступившие многочисленные обращения в регионы. Региональные правительства переадресовали письма учителей в муниципалитеты с указанием рассмотреть их и о результатах сообщить заявителям.
Какую цель преследуют чиновники, отфутболив обращения? На местном уровне ни одно из требований, заявленных профсоюзом образования, не решается. Проведение акции предполагало рассмотрение проблем работников образования именно на федеральном уровне. Какое отношение к этому имеют администрации муниципальных районов, у которых для решения данных вопросов нет ни полномочий, ни денег?
У меня на это имеется только один ответ. Администрации являются учредителями образовательных организаций на местах. И вполне могут, при желании, применить меры административного давления на заявителей либо руководителей образовательных организаций и председателей профкомов. Налицо реальное подтверждение того, что правительство Российской Федерации не только не способно решить ни одной задачи, но даже и не желает разбираться в обращениях граждан.
На одном из учительских форумах прочитала такой комментарий коллеги о своей заработной плате: «Стаж — 16 лет. Нагрузка — 36 часов (ровно 2 ставки). Заработная плата — 23 тысячи рублей. Смех! А если 1 ставка? Слёзы!». Комментарии излишни.
Как вам спится, члены правительства, зная про эти «смех и слёзы» учителей? Или их удобнее не замечать?
По материалам публикаций на сайте газеты ПРАВДА.