Правительство представило на утверждение в Госдуму проект федерального бюджета на 2020 г и на плановый период 2021 и 2022 гг. Прогнозируемая правительством динамика ВВП, заложенная в проекте, отражает полную бесперспективность с точки зрения экономического роста. Чтобы войти в пятёрку крупнейших мировых экономик и увеличить ВВП в полтора раза, совершить тот самый обещанный «прорыв», отечественная экономика должна расти такими темпами, которые существенно превышают среднемировые, которые сейчас больше 3%.
Год назад, когда утверждался бюджет 2019 г, правительство прогнозировало рост ВВП всего на 2,3% выше, чем в 2018 г. Сегодня кабинет министров снизил свой показатель уже до 1,3%. Снижение темпов роста на 1% в денежном выражении означает потерю 1 трлн 84 млрд руб. Почти 200 млрд из этих средств могли бы поступить в бюджет. За счёт этих средств можно было бы удвоить расходы на ЖКХ или на охрану окружающей среды. На 2020 г заложен рост экономики на 1,7%, — фактически, это топтание на месте.
Для успешного развития экономики необходим рост инвестиций, но их планируют увеличить только на 8,6%, что, с учетом инфляции, сводит к минимуму экономическое развитие страны. Негативным фактором, влияющим на развитие экономики, является рост импорта на фоне снижения экспорта. В 2020 г предполагается увеличить импорт на 4,8% и снизить экспорт на 0,3%. Все слова об импортозамещении превращаются в пустышку.
В проекте бюджета заложен крайне низкий рост прибыли так называемых прибыльных организаций — всего на 2,7%. Более того, отсутствие в проекте роста переработки сырья, также свидетельствует об экономической деградации государства.
Исходя из складывающейся в стране положения, нельзя рассчитывать и на улучшение социальной ситуации. Так, в 2019 г., фонд заработной платы должен вырасти на 6% относительно 2018 г, из которых инфляция снова «съест» 3-4%. Иначе говоря, заложенный в проекте бюджета рост фонда заработной платы будет минимум в 2 раза ниже того, который позволил бы даже приостановить обнищание народа.
В 2020 г. сохранится тенденция снижения доходов бюджета по отношению к ВВП. Ожидается, что бюджет потеряет ещё 217 млрд руб., а ведь эта сумма превышает расходы государства в 2019 г на культуру и спорт, вместе взятые. В период 2020—2022 гг. соотношение доходов бюджета по отношению к валовому продукту упадёт до 17,2% и составит на 1,3% меньше по сравнению с 2019 г. Федеральная казна потеряет уже почти 2 трлн руб. — сумму, которой хватило бы на удвоение финансирования медицины и образования, вместе взятых.
В одном из основных разделов бюджета «Национальная экономика» в 2020 г запланировано снижение расходов на 258,2 млрд руб., то есть сразу на 9%. Роль государства в управлении экономикой, а значит и страной в целом, еще больше ослабевает. Именно к этому неолиберальная идеология, обслуживающая интересы транснационального капитала, подталкивает страну и правительство все последние десятилетия. Даже при заложенной на 2020 г. инфляции в 3%, объем расходов на развитие национальной экономики в следующем году ждёт фактическое снижение на 12%. Это при том, что правительство молчит о бурном росте цен на многие продовольственные товары: в 2018 г. цены на пшено и капусту выросли на 73%, сахар подорожал на 28%, яйца — на 26%, куриное мясо — на 12%.
В проекте бюджета правительство предусматривает:
Зато финансирование по разделу «Обслуживание государственного долга» увеличится с 819 млрд в 2019 году до 1 трлн 156 млрд в 2022 г, то есть за 3 года подскочит на 41%. Это самый большой «успех» кабинета министров – рытье долговой ямы для нашей страны и народа. Если в 2018 году объём государственного долга составлял 12,6 трлн руб. — 12% от ВВП, то к концу предстоящей трехлётки он вырастет до 16,5% ВВП и будет составлять 21,2 трлн. руб.
Одним из главных механизмов искусственного финансового обескровливания бюджета служит постоянное увеличение доли доходов, проходящих мимо казны. Эти доходы мёртвым грузом оседают в Фонде национального благосостояния в виде резервов, не приносящих никакой пользы ни экономике, ни обществу. Эту кубышку, давно пора переименовать в фонд антироссийского противостояния. На конец 2018 г в резервном фонде было заморожено 4 трлн руб., в 2019 г сумма резервов превысит 8 трлн. руб., а к концу 2022 г. там осядут уже 16,2 трлн. Доходы бюджета к тому времени должны составить около 22 трлн. Получается, что правительство не пускает на развитие России, три четверти от суммы всех бюджетных доходов.
КПРФ — предлагает ключевые программные требования, без выполнения которых бюджет не может быть сформирован:
Принципиально увеличить объём финансирования инновационных сфер экономики, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, науки и культуры.
Именно на это направлена бюджетная политика в тех регионах, которыми сегодня руководят представители КПРФ. Например, в Иркутской области успешно реализуют «Пятилетку Левченко». Доходы областного бюджета выросли за последние 4 года с 97 млрд. до 200 с лишним. Региональный продукт увеличился на 7,5%, а объём госдолга региона сократился более чем на четверть.
Под руководством наших единомышленников эти предприятия доказывают, каких успехов можно достичь на основе социальной справедливости, новейших технологий и программы обновлённого социализма. Только реализация этой программы и формирование основанного на ней государственного бюджета позволят оттащить страну от края пропасти.
Все перечисленные оценки, которые подробно описывают всю неправильность предложенного властями бюджета, подробно изложены лидером нашей партии Г.А. Зюгановым на страницах «Правды».
У России есть и финансовые, и кадровые ресурсы для преодоления кризиса и возвращения на путь полноценного развития. Все препятствия искусственно созданы политикой власти, её тупиковым курсом. И как обществу хватает сил терпеть такую власть?