Бюджет — это не столько цифры, сколько люди. Именно главный финансовый документ страны определяет, как мы будем жить, учиться, работать, отдыхать, лечиться, будем ли идти в ногу с мировым прогрессом, гордясь научными достижениями своей Родины, или, как отпетые двоечники, станем заглядывать в тетрадки отличников человеческой цивилизации, будем ли добрыми хозяевами своей земли или войдём в историю праздными прожигателями её богатств.
К СОЖАЛЕНИЮ, бюджет, разработанный правительством и принятый 23 октября Госдумой в первом чтении, оставляет Россию по ту сторону «или», где народ — это лишь расходный материал для олигархической власти. И этим всё сказано. С подробным анализом бюджета будущего года читатели «Правды» могли ознакомиться в №114 за 15—16 октября 2019 года в публикации Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Государственной думе Г.А. Зюганова «Проект бюджета: саботаж посланий президента». В сегодняшнем парламентском обзоре мы предлагаем ознакомиться с теми вопросами, которые поднимали депутаты-коммунисты при обсуждении бюджета в первом чтении.
Председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин с горечью констатировал, что бедность в России во многом определяется нищетой сельского населения, а коэффициент смертности и рождаемости на селе отбросил Россию, по данным ООН, на последнее место. Программа «Комплексное развитие сельских территорий» предусматривает решение трёх задач: сохранение населения, повышение уровня его доходов и создание нормальных условий для жизни. Предложенный бюджет перечёркивает все эти программные цели, заявил В. Кашин. Он потребовал от правительства обеспечить выполнение всех параметров данной программы и вернуть крестьянам задолженность по программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы. «Мы гарантируем, что сможем проконтролировать эффективность использования каждого вложенного рубля», — подчеркнул депутат.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев продолжил сельскую тему. Энерговооружённость нашего села — 1,48 лошадиной силы на гектар, это в 2,5 раза ниже научно обоснованной нормы, заметил депутат. 70 процентов эксплуатируемой техники находится за сроками амортизации. Налоговая отдача от каждого вложенного в сельхозмашиностроение рубля составляет 1,87 рубля. Но всё это не убеждает правительство в необходимости выполнять своё же собственное постановление о субсидировании производителей сельхозтехники.
Николай Арефьев, выслушав доклады правительства, Счётной палаты РФ и профильных, бюджетного и экономического, комитетов Госдумы, выразил удивление по поводу финансового благополучия нашей страны, в чём пытались убедить всех докладчики. «Правительство даже изобрело два насоса по откачиванию денег из бюджета — это бюджетные правила и профицит, которые к 2020 году должны откачать из бюджета 16 триллионов рублей и отправить их за границу, обложившую нас санкциями», — с сарказмом заметил депутат. Если в бюджете лишних 16 триллионов рублей, тогда почему не хватает денег на нацпроекты и правительство прибегает к перераспределению, в результате которого некоторые отрасли будут деградировать?! — спросил он министра финансов Антона Силуанова. Глава минфина пообещал в этом году чуть-чуть встряхнуть «подушку безопасности», после того как её объём перевалит за 7 процентов ВВП. Однако на большие вливания российской экономике рассчитывать не приходится.
КПРФ неотступно добивается принятия закона о «детях войны». Эту проблему поднимали в своих выступлениях и лидер коммунистов Геннадий Зюганов, и депутат Николай Арефьев, который задал вопрос главе минфина: «Когда правительство согласится принять закон, на который потребуется меньше десятой части «лишних» денег?» К сожалению, правительство цинично полагает, что поколение «детей войны» и без того охвачено заботой государства.
Параллельно с федеральным бюджетом Госдума рассматривала и бюджеты трёх фондов: Пенсионного, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда соцстраха. Счётная палата, доклад которой представил коммунист Сергей Штогрин, в числе других вопросов отметила, что бюджет Пенсионного фонда тиражирует старую проблему: большинство пенсий составляет меньше 40 процентов утраченного заработка, что противоречит конвенции ООН. Акцентировала внимание Счётная палата на прекращении действия с 2022 года программы материнского капитала, что автоматически ведёт к прекращению ежемесячной выплаты за счёт средств материнского капитала, которая с 2018 года предоставляется на второго ребёнка. Это негативно отразится на достижении национальной цели по обеспечению устойчивого и естественного роста численности населения.
Валентин Шурчанов поставил перед председателем Пенсионного фонда Антоном Дроздовым проблему неиндексации пенсий работающих пенсионеров. По словам депутата, работающие пенсионеры, чтобы получить компенсацию, вынуждены в конце года увольняться, а месяца через три снова трудоустраиваться — это перегружает работой местные пенсионные фонды и отрицательно сказывается на экономике.
При обсуждении бюджета ФОМС Вера Ганзя указала на то, что 60 процентов регионов не выполнили требования «майских указов» президента о повышении зарплат медиков. В ряде случаев их заработок не только не повышается, но и снижается, поскольку при росте величины окладов дополнительные выплаты урезаются.
Михаил Щапов обратил внимание на труднодоступность санаторно-курортного лечения, финансируемого из Фонда социального страхования. Денег, выделяемых на эти цели регионам, хватает не более чем на 40 процентов путёвок. Ветераны, дети-инвалиды вынуждены ждать путёвку по 3—4 года.
Обобщил бюджеты трёх фондов Алексей Куринный. В первую очередь депутат проанализировал деятельность Пенсионного фонда как механизма реализации «пенсионной реформы». Реальное повышение пенсий составит: в 2020 году — 3,1 процента, в 2021-м — 1,9 процента, в 2022 году — 1,3 процента. Далее эффект затухает, и на последующую трёхлетку реальное повышение пенсий будет менее одного процента. Подробно остановился депутат на проблеме хронического недофинансирования лечебных учреждений. Натягивая короткое бюджетное одеяло то на ноги, то на голову, мы получаем провал либо в лекарственном обеспечении стационаров, либо в выполнении президентского указа о повышении зарплат медиков, либо в выплате налогов. По мнению А. Куринного, целесообразно территориальные фонды ОМС перевести под прямое подчинение федерального фонда. И желательно, считает депутат, уйти от системы страховых организаций. В целом бюджеты внебюджетных фондов, которые все вместе «весят» более чем на 12 триллионов рублей, являются продолжением антинародной политики правительства, не выполняющего свои социальные обязательства. Ни федеральный бюджет, ни бюджеты трёх фондов фракция КПРФ не поддержала.
По материалам публикаций на сайте газеты ПРАВДА.