Выступление депутата Государственной Думы от Приморского края, Хабаровского края, Сахалинской области, Еврейской автономной области, секретаря ЦК КПРФ Алексея Викторовича Корниенко на семинаре-совещании руководителей и партийного актива региональных отделений КПРФ Дальневосточного федерального округа (г. Хабаровск, 22-23 ноября 2019 г.).
В настоящее время, несмотря на все предпринимаемые на государственном уровне меры в отношении Дальнего Востока, следует признать, что данные статистики выглядят удручающе и в полной мере отражают те проблемы, о которых дальневосточники регулярно пишут депутатам.
Так, за 2018 год миграционная убыль в субъектах Дальневосточного округа составила 33 тысячи человек, что на 4 600 человек больше, чем в 2017 году.
В первом полугодии 2019 года тенденция миграционной убыли населения продолжается – о конкретных цифрах говорить пока рано, но по данным Росстата, ДФО остается единственным округом в стране, интенсивно теряющим население. Только в Хабаровском крае за полгода население уменьшилось более чем на 1700 человек.
Данные по естественному движению населения также не радуют: в целом по округу за первое полугодие 2019 года число умерших превысило число родившихся на 15,3% или на 6,8 тыс. человек; коэффициент естественной убыли населения составил 1,7.
Депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе обеспокоены сложившейся ситуацией и постоянно поднимают вопрос о необходимости сочетать усилия по экономическому развитию Дальнего Востока с социальными преобразованиями, качественным улучшением условий жизни людей.
К сожалению, зачастую от представителей Правительства РФ и правящей партии мы слышим, что наши инициативы не могут быть реализованы из-за отсутствия финансовых средств. Мы с такой трактовкой не согласны и будем продолжать бороться за улучшение жизни дальневосточников.
Прежде всего, следует сказать, что фракцией КПРФ инициировано множество законопроектов, направленных на развитие страны в целом и важных для каждого региона.
Это законы: о введении прогрессивной шкалы налогообложения; прогрессивной шкалы пенсионных страховых взносов; национализации природных ресурсов; установлении госмонополии на спиртоводочную продукцию.
Фракция также в очередной, 7-й раз, внесла законопроекты: "О детях войны", "О стакане молока для школьников", "Об образовании для всех".
Фракция КПРФ добилась принятия Федерального закона, устанавливающего повышение базовой части страховой пенсии по старости на 25 процентов для тех, кто 30 и более лет работал в сельской местности на сельских производственных работах, сейчас не работает и продолжает проживать в сельской местности. Таких граждан в стране 950 тысяч человек. Увеличение составляет около 1300 рублей плюс еще 7 процентов увеличения назначенной пенсии по старости. Общая сумма расходов на данную льготу составит около 16 млрд. рублей.
Фракция голосовала "против":
- замораживания накопительной части страховых пенсий,
- введения налога на "самозанятых",
- продления "амнистии" капиталов олигархов,
- повышения НДС с 18 до 20 процентов,
- так называемого "налогового маневра" по обнулению вывозных пошлин на экспорт нефтепродуктов,
- "бюджетного правила",
- законопроекта о ликвидации унитарных государственных и муниципальных предприятий,
- законопроекта, согласно которому государственный (муниципальный) социальный заказ отдается частным компаниям,
- законопроектов, вводящих ограничения на распространение информации.
Категорично выступила фракция КПРФ против повышения пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и женщин, убедительно доказав отсутствие необходимости в этом.
В своих законодательных инициативах мы также учитываем специфику Дальнего Востока. В Государственной Думе седьмого созыва я работаю в составе Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, в котором такие законопроекты активно рассматриваются.
Среди данных законопроектов можно выделить следующие:
- Законопроект №761463-7 «О внесении изменения в статьи 8 и 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в части снижения возраста выхода на страховую пенсию для лиц, работающих и проживающих в Дальневосточном федеральном округе).
Предлагается сохранить порядок назначения страховой пенсии по старости, действовавший до 1 января 2019 года для жителей Дальнего Востока. Так для дальневосточников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предлагается при наличии необходимого стажа установить возраст выхода на пенсию по старости для мужчин в 55 лет, для женщин – в 50 лет. Для остальных жителей Дальневосточного федерального округа при наличии необходимого стажа установить возраст выхода на пенсию по старости для мужчин в 60 лет, для женщин – в 55 лет.
- Законопроект №669548-7 «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно за пределами Российской Федерации).
Предлагается изменить условия предоставления компенсации и предусмотреть возможность ее получения в случае выбора места отдыха не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами.
Выбор места отдыха пенсионером не должен ограничивать его прав. В данном случае решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки – отдых, а не место его проведения.
Для работающих граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подобная норма была введена в 2014 году. Настоящий проект федерального закона предлагает устранить дискриминационное несоответствие между правами работающих граждан и неработающих пенсионеров в рамках одного закона, поскольку все они проживают в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Следует сказать, что Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддержал концепцию данного законопроекта, однако Совет Государственной Думы по надуманным предлогам не выносит его на рассмотрение на пленарном заседании, поскольку Правительство РФ обозначило, что готовит аналогичный законопроект и будет ожидать его поддержки от «Единой России».
Такая участь уже постигла наш депутатский законопроект «О внесении изменений в статьи 25 и 25.17 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и в статью 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части распространения упрощенного порядка въезда иностранных граждан по электронным визам на территории воздушных пунктов пропуска, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа). Большинством в Государственной Думе был поддержан схожий по содержанию альтернативный правительственный законопроект, который, кстати, был внесен позже, чем депутатский.
- Законопроект № 713149-7 «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно личным транспортом);
Предлагается расширить условия предоставления компенсации и предусмотреть возможность ее получения в случае проезда к месту отдыха личным транспортом. Здесь основания точно такие же, как и в случае с вышеуказанным законопроектом об отдыхе пенсионеров за границей – необходимо предоставить им такие же права на компенсацию проезда к месту отдыха личным транспортом, как и работающим гражданам.
Мною лично был разработан и внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», призванный улучшить социальное положение пенсионеров и предусматривающий единый правовой подход к пенсионному обеспечению лиц, проживающих в тяжелых климатических условиях Дальнего Востока. Законопроектом предложено установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но для которых установлен районный коэффициент к заработной плате.
Несмотря на поддержку Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, данный законопроект был отклонен в первом чтении большинством Государственной Думы.
13 мая 2019 года депутатами Государственной Думы фракции КПРФ внесен законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» с целью дополнения данного закона новым днем воинской славы: 3 сентября – День Победы над милитаристской Японией (1945 год).
Парламентское большинство не раз отклоняло подобные инициативы, однако, считаю, что актуальность законопроекта не вызывает сомнений, и у нас есть все основания бороться за его принятие.
Рассматривая федеральный бюджет на будущий год, Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока отметил следующие проблемы и негативные факторы, которые бюджетом из года в год в достаточной мере не учитываются. В частности, необходимо:
- В первоочередном порядке оказывать поддержку субъектам Российской Федерации Дальнего Востока и Арктики, которые имеют отставания по ключевым показателям социально-экономического развития. В частности, установить соответствующий критерий – «степень отставания значений показателей региона от среднероссийского уровня».
- Установить уровень софинансирования госпрограмм из федерального бюджета в размере не менее 99% для регионов Дальнего Востока и Арктики, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности ниже среднероссийского, что позволит стимулировать опережающее развитие регионов Дальнего Востока и Арктики.
- Предусмотреть в системе оценки эффективности государственных программ Российской Федерации отдельный раздел по оценке эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти на территории Дальнего Востока.
- Провести работу по взаимоувязке государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» с другими госпрограммами, особенно «Содействие занятости населения», «Социальная поддержка граждан», «Развитие здравоохранения».
Для достижения заявленных задач по развитию Дальнего Востока вносились предложения по увеличению бюджетных ассигнований направлений «Коренные малочисленные народы Российской Федерации», «повышение доступности региональных перевозок на Дальний Восток и обратно», субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Арктической зоны и другие.
Регулярно, каждый год, депутатами нашей фракции вносятся поправки к проектам федеральных законов о федеральном бюджете, направленные на увеличение финансирования обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, а также выдачи жилищных сертификатов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.
К сожалению, большинство данных предложений или отклоняется совсем, или реализуется в недостаточной степени, что пока не позволяет достигнуть поставленных задач развития Дальнего Востока.
Вместе с тем, фракция КПРФ в рамках всех имеющихся полномочий будет и дальше отстаивать интересы дальневосточников, в том числе разъяснять гражданам их возможности и ответственность при участии в выборах представителей власти всех уровней.
Сайт ЦК КПРФ.