RSS     Владивосток 27.11.2024 14:13       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


Трещины в диктатуре буржуазии

Ещё К. Маркс писал, что капитал любит тишину для повседневного свершения своих подлых дел. Всю публичную, шумную и грязную работу он поручает сколоченному им государству. Именно такова и повседневная российская реальность наших дней. А поэтому любой человек труда, любой истинный защитник трудового народа должен принять, не может не принять к безусловному исполнению точную ленинскую формулу: «Государство… есть понятие классовое. Государство есть орган или машина для насилия одного класса над другим. Пока оно есть машина для насилия буржуазии над пролетариатом, до тех пор пролетарский лозунг может быть лишь один: разрушение этого государства». Собственно говоря, диктатура пролетариата нужна для ликвидации диктатуры буржуазии, а потом — для предотвращения её возрождения.

Два полюса

Нынешний российский политический режим — это, безусловно, диктатура буржуазии. Проявляется она прежде всего в характере управления страной обитателями Кремля во главе с В.В. Путиным, «Белого дома» на Краснопресненской набережной и разбросанных по столице федеральных правительственных и представительских структур. Но буржуазная диктатура в том и состоит, что она пронизывает всё общество, что, выражая интересы тощего слоя толстосумов, она опутывает всё общество, реализуется в деятельности всей политической системы, каждого звена властной вертикали.

Наш сегодняшний разговор не о федеральном уровне диктатуры буржуазии. Не менее явно и ярко диктатура капитала проявляется и на региональном уровне.

Начнём с её ядра — с господствующего класса крупных частных собственников.

Недавно ульяновское издание Ulnovosti.ru сообщило, что владельцы «Соллерс» и нанятый ими директорат Ульяновского автомобильного завода осуществляют очередную операцию по массовому сокращению работников. И это при том, что только 31 августа нынешнего года завершилась волна принудительно-добровольных увольнений, жертвами которой стали от 600 до 1000 человек. Но в ноябре на УАЗе состоялась встреча заводчан с генеральным директором предприятия Адилем Шириновым, где он заявил, что на заводе планируются массовое сокращение и реструктуризация. От завода могут остаться только два корпуса: сборка, штамповка и сварка. Причём всю крупную штамповку планируют передать на аутсорсинг. Судьба механосборочного, станкоинструментального, кузнечного и литейного производств вообще неясна. Уже сейчас идёт поиск сторонних поставщиков на изготовление деталей, узлов, инструмента, который в настоящее время выпускается в цехах УАЗа. В общей сложности планируется лишить работы от 500 и более человек. И это, видимо, только начало. На следующий же день после встречи с гендиректором рабочим прислали предложение поучаствовать в программе «Уволься сам» за три средних оклада. Более того, рабочие уверены, что собственники взяли курс на уничтожение автозавода.

Вполне логично, что рабочие градообразующего предприятия обратились к первому секретарю обкома КПРФ, депутату Государственной думы Алексею Куринному. В ответ на обращение пролетариев он сказал: «УАЗ — это символ Ульяновска. И то, что частник, хапнувший за копейки народное предприятие, сегодня пытается его уничтожить в угоду собственной прибыли или руководствуясь иными причинами, по моему мнению, есть преступление перед регионом и людьми, которые это предприятие создавали. Считаю, что в случае стратегического и градообразующего характера предприятия властью должен быть рассмотрен вопрос его изъятия у неэффективного собственника. Механизмы для этого есть. КПРФ безусловно включится в процесс защиты прав рабочих, вплоть до организации массовых протестных действий и забастовки».

Ульяновской обком КПРФ открыл «горячую линию» для работников, желающих вступить в независимый, классовый профсоюз «Защита». Депутат-коммунист Куринный поднял вопрос о нарушении прав рабочих на УАЗе в Государственной думе, выдвинув его как серьёзный аргумент при обсуждении закона о национализации статегически важных для страны предприятий.

На недовольство рабочих моментально отреагировали хозяйские слуги.

Губернатор Морозов на пару с главой ульяновских «единороссов» Гвоздевым в едином порыве кинулись к автомобилестроителям. Но представитель государственной власти в регионе и глава областного отделения «партии власти» спешили защищать отнюдь не увольняемых работников предприятия, а руководство ПАО «УАЗ», завалив все подконтрольные власти СМИ информацией о «фейковости новости» по поводу планируемых сокращений. Бравурные релизы об увеличении выпуска авто, роста выделяемых УАЗом средств на социальную сферу посыпались из областного правительства как из рога изобилия. К массированной агитационно-пропагандистской акции, прославлявшей разностороннее благополучие УАЗа, подключились все: от руководства предприятия до губернатора Морозова, его заместителя Тюрина, «единоросса» Гвоздева и прочих вип-персон областного масштаба. Примкнувшим добровольцем этой чрезвычайной кампании стал и председатель официального (эфэнпээровского) профкома Бычков.

Эту активность заинтересованных лиц рабочие оценили просто: господа очень сильно струсили. Нынешняя волна возмущения рабочих, которая катится по автозаводу в связи с заявленными сокращениями, впечатляла своими масштабами. Хозяева и их холуи во власти испугались возможных пролетарских действий. Обстановка на УАЗе накалена до предела. И об этом говорит хотя бы тот факт, что на днях впервые за многие годы сразу десять рабочих из гальванического цеха, воспользовавшись своими правами согласно коллективному договору, взяли по 4 часа в неделю за счёт работодателя на поиск работы.

Итак, расстановка классовых сил вполне определилась. Во-первых, капитал и власть действуют в унисон: у них общие интересы. Капитал для нынешней власти — экономическая, политическая и идеологическая основа. Без него эта власть на всех её этажах — от Кремля до региональных и даже местных структур («даже» потому, что в соответствии с нынешней Конституцией РФ местное самоуправление отрезано от государственной власти, но в действительности является её низовой опорой) — моментально утратила бы свою жизнеспособность, эта государственная кровля-надстройка осталась бы без стропил и, естественно, начала бы расползаться.

Чтобы сохранить благорасположение крупных кошельков, владеющих градообразующим предприятием, губернатор (любой, за исключением трёх-четырёх на всю Россию) бежит на полусогнутых в роли главноуговаривающего. Президент, чтобы избежать недовольства олигархов-магнатов своей пассивностью в проталкивании пенсионной «реформы» (а в ней был заинтересован прежде всего крупный и средний капитал), выставил себя перед всей страной в качестве козырного короля в той «игре» долларовых хапуг, даже несмотря на то, что его рейтинг, выполняющий роль нимба, моментально поблёк-посерел. А о «Единой России» и говорить нечего. Заметьте: олигархи в неё не вступают, они своими временно поверенными на её съезды командируют Путина с Медведевым.

Но и капитал без государственной власти чувствует себя ненадёжно: её наличие помогает ему хотя бы иногда забывать, что он в России всего-то временщик. А благодаря государству есть надежда, что Росгвардия не подведёт, что в армии найдутся генералы Грачёвы — Евневичи и прочие «герои» расстрела Дома Советов России 4 октября 1993 года.

В общем, эта уния чистогана и буржуазной государственной власти останется неразрывной, пока не будет в стране ликвидирована диктатура капитала.

Профсоюзная конференция

Коренная особенность капиталистического строя состоит в том, что он всё и вся стремится превратить в товар. При капитализме впервые товаром становится рабочая сила, так как это общественное устройство ставит большинство людей в такое положение, что они вынуждены продавать свою способность к труду. Но капитализму и этого мало: он стремится превратить в предмет купли-продажи отношения между наёмными рабочими. Цель этого расчеловечивания человека-труженика очевидна: лишить его возможности защитить себя от произвола работодателя. Для этого капитал стремится превратить наёмного работника в человека-одиночку.

Классовая борьба труда с капиталом начинается с экономической борьбы. В ней у рабочего только одно средство добиться победы: организоваться в коллектив людей, защищающих своё право на жизнь. Сначала на выживание. Потом на сносную жизнь. Потом на достойную жизнь. В этой борьбе пролетариат создал профсоюзы. Они формировались для борьбы за повышение цены своей рабочей силы. Для экономической борьбы. Но они помогают складываться товариществу борцов, осознающему свои пролетарские интересы. И этим профсоюзы подготавливают класс к политической и идеологической борьбе. Капитал же стремится превратить профсоюзы в товар. Для этого он скупает профсоюзных вожаков так же, как парламентариев, как — порой — партийных руководителей. Таким способом он формирует оппортунистов.

Оппортунизм — понятие, родившееся ещё в Древнем Риме, в переводе с латыни оно означает: приспособленец, соглашатель. В партийную лексику оно пришло значительно позже, чем в язык рабочего класса: для пролетария оппортунист тот, кто идёт на соглашательство с капиталистом, приспосабливается к буржуазным порядкам. В Западной Европе профсоюзы появились раньше, чем рабочие партии, следовательно, и оппортунизм появился поначалу в профсоюзах. Потом он проник и в социал-демократию, а во второй половине ХХ века свил гнёзда и в коммунистическом движении.

После буржуазной контрреволюции профсоюзные вожаки весьма быстро превращались в профсоюзных боссов, в оппортунистов. Одним из таких оппортунистов, судя по оценкам рабочих УАЗа, является и председатель их заводского комитета Виктор Бычков. Это доказало его повседневное поведение. А тут ещё очередная профсоюзная конференция УАЗа. Впрочем, мы предлагаем читателю познакомиться с её ходом не по нашим оценкам, а по отчёту ульяновского новостного интернет-издания Ulnovosti.ru, только несколько сократив его и слегка стилистически поправив. Итак, читаем отчёт ульяновских журналистов:

«У рабочих УАЗа, как говорится, накипело. Впервые за многие годы существования автозавода прошедшая ежегодная профсоюзная конференция пошла не в том русле, как хотелось бы топ-менеджменту предприятия и как это было ранее. Когда дружным одобрямс-голосованием руки поднимались за любое объявленное решение, лишь бы побыстрее свалить.

Впервые более 80 человек признали работу профкома неудовлетворительной. Впервые высказали правду о том, что творится на предприятии. Впервые голосование за навязанного топ-менеджментом предприятия Виктора Бычкова в лидеры профкома едва не провалилось. Разрыв с кандидатурой, выдвинутой делегатами — Татьяной Алёшиной, — всего 28 голосов из 300 присутствовавших членов профсоюза, прошедших через тщательный отсев под пристальным надсмотром со стороны руководства цехов и подразделений. Казалось бы, самые лояльные.

Голосование показало, что внутри коллектива автозавода идёт раздрай, растёт уровень самосознания заводчан: сегодня увольняют одних — завтра под сокращение попадёшь и ты. Роль профкома в защите прав рабочих должна быть ключевой, и вновь навязанный Бычков уж точно не та кандидатура, которая соответствует данной должности и сегодняшней ситуации. Некоторые из присутствовавших заявляют о возможном подлоге при голосовании как в ходе подготовки к конференции в цехах, так и на самой конференции. В случае если бы ход конференции был бы взят под жёсткий контроль со стороны сторонников Алёшиной, «карманного» Бычкова бы никогда не избрали.

На поддержку своего ставленника руководство УАЗа бросило все силы, существующий административный ресурс и поддержку в лице непонятно на каких основаниях находившихся там Гвоздева с Тюриным. Последние затягивали ход конференции, расхваливали Бычкова и приписывали ему в заслуги всё что только можно. Вплоть до ремонта ДК «УАЗ», который как руководство завода, так и местная власть довели до кошмарного состояния и который сегодня ремонтируется за счёт областного бюджета. В похвалах дошли до того, что Гвоздев приписал Бычкову даже приостановку ликвидации поликлиники на территории УАЗа, которую в феврале этого года уже передали на аутсорсинг в «Медпрофи», принадлежавшее на тот момент бывшему секретарю политсовета «Единой России», коллеге Гвоздева по Законодательному собранию Анатолию Бакаеву.

К слову сказать, к процессу отказа от ликвидации медицинского учреждения Бычков вообще никакого отношения не имел. Он лишь появился как именинник на торжествах во время постановочных съёмок с губернатором в момент, когда тот «уломал» руководство автозавода отменить проведённые торги. Напомним: это случилось лишь после того, как в ситуацию вмешался депутат Государственной думы РФ коммунист Алексей Куринный. Он, собственно говоря, и поднял шум вокруг ликвидируемого медучреждения.

В первые ряды конференц-зала усадили «лоялистов», в основном состоявших из представителей работодателя и редакционной комиссии. За ними места занимала так называемая активная молодёжь в количестве 30—40 человек с главного конвейера, где ранее работал Бычков. Дело в том, что эти рабочие — одни из немногих на стотысячном предприятии, кто постоянно получает поощрения от профкома, ездит на форумы, турбазы, играет в лазертаг… Все они бурно аплодировали каждому слову Бычкова, Гвоздева и Тюрина. Львиная же доля присутствовавших либо сидела молча, либо, перешёптываясь, комментировала каждую из заслуг, незаслуженно приписываемую Бычкову.

Автостроители хорошо знают, как их заводской профсоюзный босс пачками «сдаёт» увольняемых, вместо того чтобы встать на их защиту. Да не просто «сдаёт», а не стесняясь заявляет в заводской многотиражке, что они «опасны для производства». Речь идёт о 28 бывших работниках «УАЗ-Автокомпонента», которые отказывались увольняться «по собственному желанию». Тогда для бессовестного увольнения администрация при поддержке профкома нашла «причины»: их обвинили чуть ли не в воровстве. А когда рабочие пошли в суд, их защищала всё та же Алёшина. Сторона ответчика, которую представляли… Бычков и представители службы безопасности предприятия, от своих прежних обвинений увольняемых в хищении отказались.

Настоящий всплеск эмоций в зале случился, когда слово взяла Татьяна Алёшина. Она разбила в пух и прах всю работу прежнего состава руководства профсоюзной организации во главе с Бычковым. Рассказала всю правду про существующую грейдовую систему оплаты труда («грейд» по-русски — круг должностей, которые руководство предприятия расценивает как равноценные; на этой основе оно устанавливает для каждого грейда свой уровень базовой оплаты труда и «вилку», в пределах которой может колебаться зарплата той или иной должности. — В.Т.) вместо ежегодной индексации оплаты труда. Эту новацию руководство автозавода протащило лишь благодаря нахождению у руля профкома всё того же Бычкова.

«Индексация зарплаты — это обязанность работодателя, а не его желание. Я поднимала этот вопрос ещё в октябре 2015 года, разъясняла последствия грейдовой системы, предупреждала, что её введение даст повод работодателю для отказа в индексации зарплаты, — заявила Алёшина. — Готовила министру труда и социальной защиты РФ Топилину предложение о включении в ТК РФ механизма индексации, дважды поднимала эту тему на совете областной федерации профсоюзов. В мае 2019 года мною подготовлено обращение в ЦК профсоюза, которое Бычков был вынужден подписать. Важно, что в ответе от 14 июня ЦК подтвердил правомерность требований работников УАЗа об индексации зарплаты, о начислении компенсационных и стимулирующих выплат на двойной тариф за работу в выходные и праздничные. ЦК профсоюза признал неправомерными действия госинспекции труда, а также напомнил в своём ответе Бычкову о падении зарплаты в ООО «УАЗ» за последние полтора года на 0,5%, рекомендовал разработать предложения по увеличению зарплаты и добиваться включения в коллективный договор чётко прописанного механизма индексации зарплаты. ЦК профсоюза указал на необходимость сообщить о принятых мерах до 1 сентября 2019 года. Ничего этого Бычковым и профкомом сделано не было».

Стоит отметить, что выполнять настоятельные рекомендации ЦК профсоюза г-н Бычков, действующий по указке владельцев предприятия, видимо, и не собирался. Бычков — сторонник грейдовой системы оплаты труда, по причине которой зарплата у большинства работников осталась на уровне 2012—2013 годов. В одном из выпусков УАЗовской многотиражки он в открытую называет индексацию «всеобщей уравниловкой». Но сейчас простым рабочим для получения хотя бы мизерной доплаты в часовой тарифной ставке нужно проработать практически пять лет! А часовая тарифная ставка осталась на уровне 2014 года. Выходит, через 5 лет получить повышение номинальной зарплаты на 108 рублей — это всё, что можно сказать о действующей на УАЗе системе премирования.

Затронула в своей речи Алёшина и бесконечные увольнения рабочих: «Если на предприятии сложное финансовое положение и требуется сокращение, то докажите нам это! В 2016 году вышел приказ о передаче части функций из «Автокомпонента» в УАЗ, который был согласован на профкоме за 2 часа. Никакого гарантийного письма работодателя о переводе всех без исключения работников в УАЗ не было. Как нет сегодня никаких гарантийных писем о переводе людей из сокращаемых УГТ и Дирекции по развитию в «Соллерс Инжиниринг». В результате полтора года назад около 100 человек, в том числе и декретницы и люди предпенсионного возраста, по вине Бычкова были уволены. А областная федерация профсоюзов, не разобравшись в вопросе, встала на защиту Бычкова».

Сидевший в президиуме председатель этой федерации г-н Васильев был краснее рака и не проронил ни слова.

Минувшую профсоюзную конференцию на УАЗе можно сравнить с выборами, когда голосовали за одно, а получили иной результат. Сразу после голосования, которым «карманный» действующий профорг Бычков выиграл у Алёшиной 28 голосов, зал демонстративно в знак протеста покинули более 100 рабочих. Встали и, не стесняясь выражений, громко ругаясь в присутствии руководства, ушли, по сути сорвав своими действиями дальнейшее голосование по многим вопросам.

Так что легитимность всей профкомовской конференции теперь под большим вопросом, и если активисты завода захотят, то могут опровергнуть её результаты через суд. Но уже и сегодня эта конференция многими воспринимается как некий переломный момент в жизни автозаводцев. Рабочие впервые высказывали ту правду, которая оказалась очень неприятной работодателю и которую понесли в свои цеха участники конференции».

Левой! Левой! Левой!

Пожалуй, самое главное в журналистском отчёте о профсоюзной конференции УАЗа — их вывод: «Рабочие впервые высказывали ту правду, которая оказалась очень неприятной работодателю и которую понесли в свои цеха участники конференции».

Речь идёт о рабочих, которые были не только избраны собраниями цехов, но и отобраны… начальством, то есть не о самых смелых в противостоянии и с заводскими порядками, и с несправедливым буржуазным жизнеустройством. И вот более четверти из них поставили «неуд» соглашательскому, то есть «карманному», профкому, и более 45% их отказали в доверии его председателю — типичному буржуазному профбоссу.

Всё это отражает не только рост недовольства уазовцев как работодателями, то есть типичными классовыми противниками, так и соглашательской позицией профкома, то есть оппортунистами, отказавшимися от защиты интересов своего класса. Профсоюзная конференция на УАЗе — это ещё и эхо социально-политических процессов в стране. Капиталисты и их обслуга сами своим поведением высвечивают коренные черты эксплуататорского строя и тем самым помогают росту классового сознания современного российского пролетариата.

Ф. Энгельс ещё в 1893 году говорил: «Капиталисты, развивая промышленность, создают тем самым не только прибавочную стоимость, они создают и пролетариат, … они доводят до крайности классовый антагонизм между буржуазией и пролетариатом, а кто создаёт пролетариев, тот создаёт и социал-демократию». Реальность XXI века вновь и вновь подтверждает справедливость и этих слов, и всего марксистско-ленинского учения. Это во-первых.

Во-вторых, проклёвывающийся подъём рабочего движения в современной России выдвигает людей, добровольно берущих на себя роль защитников эксплуатируемых. Вполне логично, что они появляются прежде всего в среде партийного актива КПРФ, хотя надо признать, что далеко не все наши однопартийцы считают своей обязанностью служить рабочему делу — главному делу истинных последователей марксистско-ленинского учения. Но ещё более значимо, что в заводской среде растут настоящие рабочие вожаки. Удивительно актуальны сегодня ленинские слова: «На каждом шагу рабочие сталкиваются лицом к лицу со своим главным врагом — с классом капиталистов. Борясь с этим врагом, рабочий становится социалистом, приходит к сознанию необходимости полного переустройства всего общества, полного уничтожения всякой нищеты и всякого угнетения. Становясь социалистами, рабочие с беззаветной отвагой борются против всего, что стоит им поперёк пути…»

В-третьих, на УАЗе проходила конференция официального, «шмаковского», типично реакционного профсоюза. И «вдруг» обнаруживается, что оппортунизм и ренегатство даже такого профсоюза висят сегодня уже на волоске. Следовательно, и в нынешних условиях сохраняют актуальность ленинские рекомендации: «Не работать внутри реакционных профсоюзов, это значит оставить недостаточно развитые или отсталые рабочие массы под влиянием реакционных вождей, агентов буржуазии, рабочих аристократов или «обуржуазившихся рабочих…»

Как раз нелепая «теория» неучастия коммунистов в реакционных профсоюзах показывает наиболее наглядно, как легкомысленно эти «левые» коммунисты относятся к вопросу о влиянии на «массы»… Чтобы уметь помочь «массе» и завоевать симпатии, сочувствие, поддержку «массы», надо не бояться трудностей, не бояться придирок, подножек, оскорблений, преследований со стороны «вождей» (которые, будучи оппортунистами… в большинстве случаев прямо или косвенно связаны с буржуазией…) и обязательно работать там, где есть масса».

Ясно, что эти ленинские слова адресованы не профсоюзному, а коммунистическому активу. И их в условиях набирающего силу подъёма рабочего движения целесообразно принять к неукоснительному исполнению.

Газета «Правда».

01 Декабря 2019

Поделиться:

Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design