В истории нет никого, кроме людей, которые в своей деятельности, вступая в отношения друг с другом, стремятся удовлетворять свои потребности и защищать свои интересы. Поэтому, когда мы сегодня решительно заявляем, что Иосиф Виссарионович Сталин вернулся в актуальную политику, то это значит: он нужен в сегодняшней борьбе пролетариата, то есть наёмных, эксплуатируемых работников как физического, так и умственного труда. Он нужен как символ классовой борьбы за Советскую власть, как последовательный и принципиальный ленинец.
СТАЛИН И ТЕПЕРЬ интереснее, современнее, ближе к жизненным проблемам не только России, но и всего мира, чем группки и кланы толкущихся у власти политических негодяев, нерях и неумех. О Сталине нынче выходят книги, брошюры, тома воспоминаний, статьи. Не все безупречны с точки зрения правдивости, а некоторые откровенно лживы.
История знает примеры, когда та или иная личность воплощала в себе позитивные или негативные явления в масштабе страны и даже более. Следует сразу же отметить, что такая личность, бесспорно, может быть только исключительно сильной и незаурядной. Вопрос, однако, в том, как очистить сознание людей от отравляющих его потоков грязи, лжи, клеветы, которые обрушены на эту личность её бессовестными недоброжелателями, как не-опровержимыми фактами, научными аргументами, достоверными свидетельствами опровергнуть её. Ведь подлая ложь преподносится психологически расчётливо, так, чтобы обыкновенный обыватель в неё поверил. Не зря же лучший гитлеровский пропагандист Й. Геббельс сказал: «Для того, чтобы в ложь поверил обыватель, она должна быть чудовищно неправдоподобной, доведённой до абсурда». Значит, если эту ложь выявить, то, очевидно, основная масса людей рано или поздно не может не задуматься: а для чего и кому она была нужна?
Коллективный разум коммунистических партий мира ныне признаёт, что почти сразу после смерти Сталина Хрущёв предал его, начал его шельмование по всей планете и тем самым породил процесс, который привёл к развалу СССР, поражению социализма, ослаблению мирового коммунистического движения. Проницательный Черчилль первым оценил взрыв «хрущёвской бомбы», сказав: «Разоблачение Сталина будет концом Советской власти».
Именно И.В. Сталин, как никто после В.И. Ленина, сумел противостоять давлению внутреннего и международного капитала. Он являл собой пример пролетарской стойкости, чего не могут ему простить противники идеи социалистического развития человеческого общества.
Нет необходимости обелять Сталина, равно как и очернять его. Оба метода неверны при серьёзном изучении любого исторического процесса, любой исторической личности. У него были просчёты. У него были нежелательные для руководителя черты характера. Он сам прямо сказал на объединённом Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 2 августа 1927 года: «Я никогда не считал себя и не считаю безгрешным. Я никогда не скрывал не только своих ошибок, но и мимолётных колебаний. Но нельзя скрывать также и того, что никогда я не настаивал на своих ошибках и никогда из моих мимолётных колебаний не создавал платформу, особую группу и т.д.».
Сталин был и остаётся великим, какой бы краской ни пытались противники его мазать. Он, как глыба, всё высится на пути тех, кто хочет сокрушить социализм. Но при этом Сталин всегда подчёркивал, что является учеником Ленина.
На траурном заседании II съезда Советов СССР 26 января 1924 года выступали многие политические деятели: Председатель ЦИК СССР и ВЦИК М.И. Калинин, заместитель Председателя Совнаркома и СТО СССР Л.Б. Каменев, Председатель Исполкома Коминтерна Г.Е. Зиновьев, председатель ВЦСПС М.П. Томский, главный редактор газеты «Правда» Н.И. Бухарин, командующий Московским военным округом К.Е. Ворошилов, Н.К. Крупская, К. Цеткин и другие. Генеральный секретарь ЦК РКП(б) И.В. Сталин был одним из ораторов, и речь его была краткой. Но он был единственный, кто выступил у гроба Ленина с клятвой хранить в чистоте великое звание члена партии, беречь как зеницу ока единство партии, укреплять диктатуру пролетариата, союз рабочих и крестьян, Красную Армию и Красный Флот, укреплять и расширять Союз ССР, хранить верность принципам Коммунистического Интернационала.
А через день было ещё одно выступление — перед кремлёвскими курсантами. Речь 28 января 1924 года была вдвое продолжительнее. Но главное её отличие: она выражала личное отношение Сталина к Владимиру Ильичу. При этом оратор всё время опирался только на конкретные факты.
Сталин начал рассказ с воспоминаний о первом письме, полученном от Ленина:
«Впервые я познакомился с Лениным в 1903 году. Правда, это знакомство было не личное, а заочное, в порядке пе-реписки. Но оно оставило во мне неизгладимое впечатление, которое не покидало меня за всё время моей работы в партии. Я находился тогда в Сибири в ссылке. Знакомство с революционной деятельностью Ленина с конца 90-х годов и особенно после 1901 года, после издания «Искры», привело меня к убеждению, что мы имеем в лице Ленина человека необыкновенного… Письмецо Ленина было сравнительно небольшое, но оно давало смелую, бесстрашную критику практики нашей партии и замечательно ясное и сжатое изложение всего плана работы партии на ближайший период. Только Ленин умел писать о самых запутанных вещах так просто и ясно, сжато и смело, — когда каждая фраза не говорит, а стреляет. Это простое и смелое письмецо ещё больше укрепило меня в том, что мы имеем в лице Ленина горного орла нашей партии».
Сталинское сравнение Ленина с горным орлом заслуживает особого внимания.
Ленинское письмо в сибирскую ссылку не сохранилось, так как подпольщики в России привыкли всю корреспонденцию уничтожать. Но сохранились два письма Сталина, написанные им в сентябре-октябре 1904 года своему товарищу по революционной борьбе в Закавказье М. Давиташвили, находившемуся в то время в Лейпциге. Они интересны тем, что в них ярко выражено отношение 25-летнего Иосифа Джугашвили к руководителю русских большевиков. В первом из них читаем: «Человек, стоящий на нашей позиции, должен говорить голосом твёрдым и непреклонным. В этом отношении Ленин — настоящий горный орёл». Выходит, естественное для кавказца сравнение с орлом родилось у Сталина за 20 лет до выступления перед кремлёвскими курсантами и все годы сохранялось в восприятии им Ленина. Но оно не было предназначено для публики, и при жизни В.И. Ленина ни разу его соратником не использовалось.
Впрочем, два письма из Кутаиси, впервые опубликованные в 1-м томе Сочинений И.В. Сталина в 1946 году, привлекают серьёзным анализом ленинских политических позиций молодым большевиком. В частности, Сталин анализирует работу «Что делать?» и критическую оценку, данную ей Г.В. Плехановым. Он пишет единомышленнику: «Заключение (практический вывод) отсюда таково: возвысим пролетариат до сознания истинных классовых интересов, до сознания социалистического идеала, а не то чтобы разменять этот идеал на мелочи или приспособить к стихийному движению. Ленин установил теоретический базис, на котором строится этот практический вывод. Стоит только принять эту теоретическую предпосылку, и никакой оппортунизм не подступит к тебе близко. В этом значение ленинской идеи. Называю её ленинской, потому что никто в русской литературе не высказывал её с такой ясностью, как Ленин».
И ещё один штрих на эту же тему. Важную страницу в биографии И.В. Сталина занимает оборона Царицына (не случайно именно этот город в 1925 году получил название Сталинград, остальные города, которые носили имя Сталина, получили его позже). Практически ежедневно член РВС РСФСР докладывал Председателю Совнаркома с места событий о положении дел в южном Поволжье и на Северном Кавказе: города Промышленного Центра ждали хлеб. В этих письмах и телеграммах обращает на себя внимание сугубо деловой стиль общения. Обращение только одно: «Товарищу Ленину». Никаких лирических отступлений. Только однажды, 31 августа 1918 года, когда Сталин узнал, что Ленин ранен, в письме появляются скупые эмоции близкого человека.
Да ещё в небольшой статье «Октябрьский переворот (24 и 25 октября 1917 года в Петрограде)», посвящённой первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и опубликованной в «Правде» 6 ноября 1918 года, мы находим первое публичное заявление Сталина о решающей роли в Октябрьской победе Владимира Ильича Ленина.
Актуальны и злободневны положения сталинской работы «Партия до и после взятия власти», напечатанной в «Правде» 23 августа 1921 года. В ней очень по-сегодняшнему звучат задачи периода завоевания широких рабочих и крестьянских масс на сторону партии, на сторону авангарда пролетариата и обобщение этого периода (1905—1917 годы) деятельности большевистской партии. Сталин обращает внимание на то, что «движение пролетариата обогатилось такими мощными формами, как всеобщая политическая забастовка и вооружённое восстание… Деятельность партии и других революционных организаций оживилась завоеванием таких форм работы, как внепарламентская, легальная, открытая форма».
Особенно актуально звучит обобщённая сталинская формулировка задач партии в период подготовки взятия и удержания пролетариатом политической власти:
«Основная задача партии в этот период — завоевание миллионных масс на сторону пролетарского авангарда, на сторону партии, на предмет свержения диктатуры буржуазии, на предмет овладения властью. Центр внимания партии уже не сама партия, а миллионные массы населения. Тов. Ленин эту задачу формулирует так: «размещение миллионных масс» на социальном фронте так, чтобы была обеспечена победа «в предстоящих решительных боях».
В осмыслении многолетнего опыта большевистской партии Сталин постоянно опирался на мощь ленинского анализа.
Газета «Правда».