Белоруссия может быть втянута в войну. Такое мнение высказал глава МИД Украины Вадим Пристайко, говоря об отношениях Москвы и Минска. В интервью чешскому журналу Respekt он вспомнил о разговоре с белорусскими журналистами несколько лет назад. Тогда, по словам Пристайко, он предупредил: если белорусы захотят остаться независимыми, они столкнутся с той же войной, теми же трудностями и такими же страданиями, как Украина.
«Конечно, я все еще надеюсь, что я не прав. Белорусы спокойны и терпеливы», — так ответил глава МИД Украины на вопрос, когда начнется война в Белоруссии.
В Минске уже оценили слова Пристайко. Как заявил белорусский депутат Геннадий Давыдько, Киеву легко говорить подобное, так как ему нечего терять в отношениях с Москвой.
«У нас отношения — они, естественно, непростые, как у любых государств, но до войны не то, что далеко, это просто немыслимо», — подчеркнул Давыдько.
Напомним: в российско-белорусских отношениях — затяжной кризис. Триггером послужил транзит власти Владимира Путина, затеянный Кремлем. По мнению аналитиков, основным сценарием транзита до определенного момента было объединение России и Белоруссии, в результате чего Путин становился во главе Союзного государства. Однако белорусский лидер Александр Лукашенко наотрез отказался поступиться властью.
14 февраля Лукашенко провел встречу с коллективом Светлогорского целлюлозно-картонного комбината (ЦКК), в ходе которой заявил: в руководстве России намекают на присоединение республики в обмен на единые цены на энергоносители. Батька заверил, что ни белорусский, ни российский народы не захотят пойти по этому пути.
Белорусский лидер также подробно рассказал, как прошли его переговоры с Путиным в Сочи. Одной из ключевых тем для обсуждения стали проблемы в нефтяной сфере. Напомним, с 1 января 2020 года поставки прекратились, так как российские компании не смогли заключить контракт с государственным «Белнефтехимом» — стороны не смогли договориться о стоимости сырья.
«Я напомнил, что на те нефтедобывающие, газодобывающие скважины (в России) летали самолеты из Гомеля, Витебска, Могилева, да и из Минска. То, что мы бурили и создавали в советские времена, в одну ночь оказалось чужим. И мы сегодня вынуждены покупать по мировой цене эту продукцию, а Россия у себя продает это в полцены или одну треть», — сказал Лукашенко.
По его словам, во время переговоров в Сочи президент Путин засомневался, что белорусская сторона продолжит покупать нефть в других странах. «Зачем вы будете это делать, если она все равно дороже российской?» — передал слова Путина Лукашенко. Ответ у белорусского лидера нашелся: по его словам, Белоруссия «продолжит диверсифицировать закупки (нефти), чтобы каждый год 31 декабря не стоять на коленях». Лукашенко заверил: закупки в других странах продолжатся, даже если их нефть будет дороже российской.
Батька, понятно, намекает на американцев. Вначале февраля Белоруссию посетил госсекретарь США Майк Помпео. Он заявил о готовности Вашингтона обеспечить Белоруссию нефтью «по конкурентной цене».
Российскую нефть, отметил Лукашенко, он тоже готов покупать «по мировым ценам». Но Москва якобы настаивает на «существенной премии» за поставку.
В РФ на ситуацию смотрят иначе. Москва добивается того, чтобы Минск подписал пакет интеграционных документов, в котором находится и решение проблемы газовых поставок в Белоруссию.
Если этот пакет будет принят, то в рамках Союзного государства Белоруссия сможет покупать у России газ по $ 127 за 1 тыс. кубометров. Если нет — будет покупать газ у России в рамках ЕАЭС по цене $ 152.
Что до нефти, по оценкам российской стороны, закупки Белоруссией американской нефти — это минус $ 2 млрд. в год, по сравнению с российской «интеграционной» ценой.
Словом, Кремль действительно накинул Минску на шею нефтегазовую удавку. И Лукашенко, действительно, закусил удила. Есть ли риск, что белорусский кризис будет развиваться по украинскому сценарию?
— Есть огромная вероятность, что Белоруссия повторит путь Украины, — считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Проблема в том, что в нынешней России нет государственной политики — все отдано на откуп олигархическим кланам, которые реализуют собственные корпоративные интересы. Например, интерес раздербанить белорусскую госсобственность — ту, которая еще сохранилась.
Надо понимать: Кремль не предлагает Минску реальный цивилизационный проект. Он лишь предлагает вместе встраиваться в Европу — на ролях младших партнеров. Но встраиваться бывшие советские республики могут и напрямую — для этого им не нужно посредничество Путина.
Украина — наглядный тому пример: часть украинской элиты решила самостоятельно встраиваться в западный проект. К тому же самому, я считаю, толкают сейчас Белоруссию и Лукашенко.
«СП»: — Москва может противостоять этому, задействовав «мягкую силу»?
— Незадолго до событий на Украине, в 2012 году, выяснилось: если из общего объема финансирования Россотрудничества в 2 млрд. рублей в год вычесть расходы на содержание представительств за рубежом и центрального аппарата, останется лишь скромная сумма в 300 млн. рублей. Это все, что было у агентства накануне Евромайдана на организацию программной деятельности в 73 странах мира.
Что конкретно из этих 300 млн. шло на организацию работы на украинском направлении — я не знаю. Зато доподлинно знаю, что Госдепартамент США, финансируя работу НКО в «незалежной», дошел вплоть до районных газет, продавливая свою повестку.
На деле, в то время на Украине российские олигархические кланы поддерживали клан Виктора Януковича — вместе они «распиливали» деньги. Считалось, для развития российско-украинских отношений этого достаточно. Теперь Кремль наступает на те же грабли в Белоруссии.
«СП»: — Белоруссия видит, что у нее на Западе нет перспективы?
— Перспективы на Западе нет ни у Белоруссии, ни у Украины. Но об этом должны говорить, этот момент необходимо разъяснять. Однако Москва мало того, что ничего не разъясняет. Она подает плохой пример — потакает олигархам, которые вывозят капитал из страны.
«СП»: — При каких условиях возможен майдан в Белоруссии?
— Майдан — всегда следствие раскола в элите, сам по себе он не возникает. Пока Лукашенко душит любую альтернативу, но рыба, как известно, гниет с головы. Если произойдет раскол в белорусских правящих кругах, майдан вовсе не исключен.
Белорусский лидер сейчас осторожно выстраивает линию поведения с прозападными НКО. Лукашенко понимает их опасность, но также понимает: ему нельзя запретить их деятельность, не лишившись поддержки Запада. А эти НКО, пусть в мягком режиме, занимаются политическим выстраиванием белорусской нации на антирусских и антисоветских мифах.
В этой сложной обстановке Кремль, я считаю, просто не способен на серьезный интеграционный проект. Раз так, национальным окраинам выгоднее самим идти на поклон к Западу.
Сайт ЦК КПРФ.