RSS     Владивосток 22.12.2024 01:44       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


На сырьевой игле

За последнее десятилетие в экономике РФ неуклонно снижалась доля всех отраслей промышленности за исключением добычи сырья, подсчитали в Росстате. Если в 2010 году на добычу сырья приходилось 34,1% производства, то к настоящему времени этот показатель уже достиг 38,9%. При этом вклад обрабатывающей промышленности уменьшился с 53,2% до 50,7%, доля тепло- и электростанций («обеспечение электроэнергией, газом и паром») — сократилась с 10,2% до 8,7%, доля коммунальной отрасли («водоснабжение, водоотведение, утилизация доходов») — с 2,5% до 1,7%. Вес сырьевого сектора усилился не в одной лишь промышленности, но и в масштабах экономики в целом. За последние полтора десятка лет доля сырьевых отраслей в ВВП возросла вдвое.

ЕСЛИ КИТАЙ ассоциируется с новейшими айфонами, США — с лучшими в мире компьютерами, а на европейских лайнерах летает весь мир, то Россия не принадлежит к числу держав, узнаваемых на мировых рынках благодаря наукоёмкой продукции. За нами прочно закрепился статус сырьевого придатка. Две трети экспорта РФ приходится на продажу простейшего минерального сырья. По данным ФТС, в прошлом году из 424 млрд долларов экспорта 29% составила сырая нефть, 11,5% — нефтепродукты, 9,6% — природный газ, 3,7% — уголь, 7,3% — чёрные металлы, 1% — лес. На сложную продукцию — машины и оборудование — пришлось всего 6,3%, причём её доля в экспорте снизилась как структурно (на 4,1%), так и в денежном выражении (на 5%).

«Власти идут по пути наименьшего сопротивления. Объёмы добычи минеральных ресурсов неуклонно наращивались на протяжении всех последних лет. Логика простая: добыча сырья рентабельна, предприятия сырьевых отраслей гарантированно найдут рынки сбыта, в то время как предприятия, работающие на потребительский спрос, необходимо ещё тянуть и тянуть до уровня, когда они смогут поставлять на рынок продукцию, способную конкурировать с мировыми производителями. Машиностроительные сектора, приборостроение пока в силу своего технологического отставания неконкурентоспособны не только на международных рынках, но зачастую даже на внутреннем. Значительное количество предприятий этих отраслей убыточны и требуют государственной поддержки, чтобы удержаться на плаву. В то время как сырьевые отрасли выступают в качестве опоры государственной вертикали, машиностроение для власти остаётся лишь её головной болью. Малый и средний бизнес задавлен. Для органичного роста ему требуются защита прав, защита от недобросовестной конкуренции монополий, от произвола чиновников, независимая и справедливая судебная система. Без всего этого разговоры о диверсификации останутся только благими пожеланиями», — сказал «Правде» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.

«Для того чтобы преодолеть сырьевой уклон, нужно стимулировать несырьевой сектор экономики. По такому пути, например, в своё время пошла Австралия, которая, сокращая опору на горнодобывающий сектор, стала переносить усилия на иные направления: производство продуктов питания, услуг, обработку и так далее. Значительное внимание было уделено госинвестициям различного уровня и рынку труда. Австралийские власти в ходе изменения структуры экономики значительное внимание уделили поддержке сектора занятости — и им это удалось. В российской экономике подобный перенос «центра тяжести» потребует десятилетий и огромных финансовых затрат, но рано или поздно это придётся сделать, если Россия хочет здорового развития с опорой на инновации, как это делают сейчас все передовые страны», — поделилась своим мнением с «Правдой» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Газета «Правда».

29 Февраля 2020

Поделиться:

Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design