В XX веке в России было принято пять Конституций: в 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годах. В связи с тем, что Конституция имеет высшую юридическую силу, то она должна быть максимально стабильной, т.е. как можно меньше подвергаться изменениям после её принятия. Но если появляется необходимость внесения некоторых поправок, и чтобы они имели юридическую силу, то они должны приниматься высшим законодательным органом страны или большинством внесённых в списки для участия в голосовании (но не большинством, принявших участие в референдуме).
Первая советская Конституция была принята в июле 1918 г. И принята на V Всероссийском съезде Советов, которая закрепила то, что отныне Россия является Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР). Именно республикой, свободным социалистическим обществом всех трудящихся. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединённому в Советы. Но главное то, что Основной закон был принят высшим законодательным органом страны, т.е. юридически верно.
В связи с образованием 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик (СССР) возникла необходимость в новом Основном законе. В течение года шла подготовка документа и сопровождалась острыми дискуссиями и напряжённой работой. И 31 января 1924 г. она была единогласно принята Вторым съездом Совета СССР. Таким образом, Основной закон был так же принят высшим законодательным органом страны, т.е. юридически верно.
На XVII съезде ВКП(б), который состоялся в 1934 г., было провозглашена победа социализма в СССР, т.е. уничтожена частная собственность на средства производства, ликвидированы эксплуататорские классы, победили социалистические производственные отношения. Нужна была новая Конституция. 12 июня 1936 г. был опубликован проект новой Конституции, который в течение полугода обсуждался всем народом, и было внесено значительное число предложений, дополнений, поправок. И 5 декабря 1936 г. Основной закон был принят Съездом Советов, высшим законодательным органом страны, т.е. юридически верно.
25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции. В августе 1964 г. представленный проект подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был. В связи с этим был утверждён новый состав комиссии, который и разработал проект новой Конституции. Однако на этот раз его всенародного обсуждения не было, но слушание по нему всё-таки состоялось в Верховном Совете с 4 по 6 октября, а 7 октября 1977 г. Верховный Совет принял Декларацию о Конституции СССР. Таким образом, Основной закон и в этот раз был принят высшим законодательным органом страны, т.е. юридически верно.
После государственного переворота 3-4 октября 1993 г. перед её свершителями была поставлена задача разработки новой Конституции. Та процедура утверждения ныне действующей Конституции была принята неслучайно. Дело в том, что тогда в России появлялись и пробирались в экономику и политику собственники с психологией социальных мародёров, с криминальной моралью, вовсе не озабоченные общественным благом. Такие силы, оказавшиеся у власти, сознавали ненадёжность, в известной степени случайный характер своей победы. Именно поэтому необходимо было принять Конституцию, которая позволяла бы им на «законных» основаниях как можно больше держать эту победу в своих руках. Но и процедура принятия Конституции при этом должна быть как бы легитимной. И это у них получилось: 12 декабря 1993 года Конституция была принята на референдуме.
За два месяца до референдума, 15 октября 1993 года, президент Ельцин издаёт Указ за №1633, в котором говорилось, что Конституция будет признаваться принятой, если за её принятие проголосует более 50 процентов избирателей, принявших (!) участие в голосовании (т.е. только тех, кто пришёл голосовать). Данный Указ не имел юридической силы постольку, поскольку инициировать всенародное голосование президент не имел права. Согласно Закону «О референдуме» от 16 октября 1990 г. это право принадлежало Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами – Верховному Совету России. Но не президенту страны!? И если следовать букве Закона, а не Указанного права, то референдум по Конституции нельзя считать состоявшимся. И это ещё раз подтверждает ту простую истину, что тут уж не столько логические противоречия, сколько заурядный подлог!
С другой стороны, в соответствии со статьёй 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», действующего на тот период, говорилось, что при проведении референдума по вопросам принятия Конституции решение считается принятым, если за него проголосует более половины граждан, внесённых (!) в списки для участия в референдуме. Как видим, в нарушение этого Закона Президент Ельцин издаёт свой Указ, что подтверждает незаконность данного Указа.
Внесённых в список для голосования на референдум было 106 170 835 участников, а за принятие Конституции проголосовало 32 937 630 человек. Следовательно, «за» Конституцию проголосовало 31,02 процента. Но это не только не больше половины, а даже меньше трети. Согласно букве закона, - а не указа! - народ новую Конституцию не принял, отверг. И поэтому указание на титульном листе, что Конституция «Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года» не соответствует действительности.
Так как в прессе много говорилось о фальсификациях на референдуме, то была создана специальная экспертная комиссия для проверки результатов голосования. В мае 1994 г. были опубликованы выводы комиссии о фальсификациях на выборах. Оказалось, что в нём участвовало не более 46 процентов избирателей, внесённых в список, а за Конституцию проголосовала четвёртая часть!
После того как Центризбирком, подведя итоги, посчитал Конституцию принятой, избирательные бюллетени были уничтожены по распоряжению его председателя Н. Рябова. Всё, улики уничтожены.
Проще говоря, Конституция 1993 г. законом служить не может. Да она и не служит. Власть обращается с ней как с какой-то бумажкой, нарушая её установления ежечасно. Именно поэтому, по всей видимости, в 2004 г. Государственная дума изменила праздничный календарь, в котором День Конституции 12 декабря стал уже именоваться как памятной датой России, а не праздником, не выходным днём. Что тут символического? А то, что стыдно праздновать день всенародного обмана, день, подтвердивший, что живём мы не по законам, а по понятиям.
Почему такое стало возможным? Да потому, что с избранием Ельцина президентом России неподотчётность, некритикуемость, безответственность и ненаказуемость стала широко использоваться не только для тех, кто совершил государственный переворот в стране, но и для их ставленников. Всех их можно ругать только после смерти, в лучшем случае – после отстранения от должности.
Признавая антинародный характер политики режима, мы должны безоговорочно признать и антинародный характер Конституции, которая «охраняет общественные отношения» эксплуатации человека человеком и позволяет вытеснять демократию олигархическим тоталитаризмом. Исходя из логики марксизма-ленинизма, есть все основания утверждать, что антагонистические противоречия современного российского общества и государства могут быть успешно разрешены лишь путём преодоления капиталистической реставрации, то есть перехода общества и государства в новое качество. И стратегически ведущей стороной в этом случае является, конечно же, замена действующей Конституции.
Таким образом, после государственного переворота Ельцин разработал и утвердил Конституцию, которая фактически не оставила камня на камне от социальных прав человека, сделав упор на совершенно декларированные политические права, которые просто невозможно осуществить. На основании её президент является даже не главой исполнительной власти, а отдельной ветвью власти, находящейся над всеми остальными.
Более того, как дотошно подсчитали современные учёные-юристы, тремя президентами за 27 лет действия Конституции было внесено более 500 поправок к ней, которые только предусматривали расширение полномочий президента. И теперь президент РФ, согласно Конституции, имеет столько и таких прав, которых любому императору или монарху даже и не снилось. Именно поэтому мало назвать ельцинскую Конституцию авторитарной или даже монархической – скорее просто диктаторской. И Путин это знает. Но за время своего президентства он даже и не думал её изменить в сторону внесения «большей демократии», а наоборот, постарался через Медведева увеличить срок президентства с четырёх до шести лет, а теперь хочет остаться пожизненным президентом!
Я, лично, против такого издевательства над Конституцией. Однако Конституционный суд посчитал возможным Путину быть вечным президентом, если за поправки проголосует большинство из всех участвовавших в голосовании. Именно поэтому я не собираюсь бойкотировать голосование, и в назначенный день обязательно буду участвовать в выборах и проголосую против. А по поводу «незаменимого президента» считаю, что нет незаменимых людей, а есть не заменённые.
Владимир ЕМБУЛАЕВ. (г. Владивосток).