В России, по информации властей, началась эпидемия вирусной инфекции – коронавируса. Изоляция работников и отраслей экономики бьёт по устойчивости хозяйственной деятельности.
Пока официальные данные за январь-февраль по демографии предприятий не отражают ущерб от карантина на хозяйственную деятельность *(1).
Тем не менее, по оперативным данным различных ассоциаций предпринимателей и промышленников в стране складывается следующая ситуация.
Порядка 37% торговых точек в России временно остановили работу.
В большей степени карантинные меры ударили по магазинам с непродовольственными товарами и сферы услуг. Приостановили работу 85% магазинов одежды, 78% цветочных лавок, 75% магазинов электроники, 71% фитнес-центров, 65% гостиниц.
Часть предприятий общественного питания продолжили работать в режиме доставки. Однако, около 65% столовых и 42% кафе и ресторанов временно закрылись. Падение выручки началось даже в тех сегментах, на которые не распространяются ограничения карантина.
Из-за снижения потока покупателей, болезни сотрудников или сложностей с поставками временно закрылось 25% супер- и минимаркетов, пекарен и зоомагазинов. С введением карантина не изменилось только количество работающих магазинов алкоголя.
Из-за ситуации с коронавирусом в России начали останавливаться автомобильные заводы. О планах временно приостановить работу сообщают Volkswagen и PSA. Предприятие Volkswagen в Калуге, где производят модели Tiguan, Polo и Skoda Rapid, остановится с 30 марта по 10 апреля. На тот же срок прекратят контрактную сборку в Нижнем Новгороде, там выпускают Skoda модели Octavia и Kodiaq.
Автозавод «ПСМА рус», который на 70% принадлежит французской PSA, а на 30 процентов — японской Mitsubishi Motors, приостановит производство Peugeot, Citroen и Opel с 1 по 3 апреля, после чего с 6-го по 10-е сотрудников отправят в коллективный отпуск. Сборку Mitsubishi, как утверждает пока решено продолжить. На такие меры компаниям пришлось пойти из-за временной остановки поставок комплектующих и риска заразиться для сотрудников.
В Toyota прорабатывают планы на случай ухудшения эпидемиологической ситуации, но в настоящее время остановка производства не готовится. Грузовой Volvo называет одним из возможных сценариев прекращение работы. Не исключено, что закрыться придется и заводу BMW в Калининграде.
В АвтоВАЗе работают согласно производственному графику. КамАЗ обеспечил производство техники необходимыми комплектующими до конца апреля.
Около трех миллионов предпринимателей в России могут прекратить свою деятельность из-за эпидемии коронавируса, если кризис окажется затяжным. Многие компании даже из числа крупных смогут продержаться в нынешних условиях не более двух месяцев *(2).
Доходы авиакомпаний от пассажирских перевозок могут сократиться в 2020 г. на 44% от показателя 2019 г. из-за падения спроса во время и после пандемии. Страны с жесткими ограничениями полетов, в число которых входит и Россия, составляют 98% рынка мировых доходов от пассажирских перевозок. Самые большие потери будут у Аэрофлота, так как у него огромная доля европейских воздушных перевозок и половина парка воздушных судов.
России угрожает потеря 1,1 млн. рабочих мест в сфере туризма из-за закрытия как внешних, так и внутренних туристических площадок. Речь идёт о более чем 4,5 тыс. туроператоров и более 20 тыс. турагентств.
Очевидные потери туристической отрасли оцениваются в 6 млрд. руб. в месяц.
Не лучше ситуация в гостиничном бизнесе, где задействовано 28 тыс. предприятий гостеприимства. Наиболее сильное положение у крупных компаний.
В данный момент об остановке промышленных предприятий достоверной информации нет, ситуация будет зависеть от внутреннего и международного спроса на продукцию промышленного производства. Но уже очевидно, что при затяжном характере рецессии, компании реального сектора начнут испытывать трудности из-за невозможности сбыта и карантином работников.
Российская экономика сырьевая, и ее сырьевая зависимость только усилилась с понижением цены на нефть. Сейчас Центробанки многих стран снижают ставки или готовятся сделать это. А Россия в условиях падения нефтяных цен не может позволить себе применить даже этот инструмент. Если рубль и дальше будет стремительно обесцениваться, то ЦБ скорее поднимет ставку.
При этом «Ренессанс Капитал» прогнозирует годовую инфляцию в этом году на уровне 5%. Но если цена нефти опустится до $25 за баррель, инфляция на конец года может достичь 6,9%. В наихудшем варианте с ценами на нефть на уровне $20 потребительские цены могут вырасти на 7,5%.
Доктрина «разворота на Восток» привела к тому, что доля Китая во внешнеторговом обороте России по итогам 2019 года составила 16, 6 %. Это в два с лишним раза больше, чем у Германии, которая по этому показателю находится на втором месте. А на Китай пришелся самый главный коронавирусный удар. Падая, КНР тянет нас за собой.
Россия существенно зависима от китайского импорта. Другой наш главный внешнеторговый партнер – Евросоюз – тоже не очень хорошо себя чувствует. Итальянская экономика вообще практически парализована, ее придется фактически запускать заново.
Поскольку Россия интегрирована в мировую экономику, то она уже испытывает на себе удар. Как РФ выйдет из ситуации, в значительной степени будет зависеть не от нее самой, а от того, что будет с американской экономикой – главным стабилизатором мировой экономики и с Китаем – главным источником экономического роста в мире.
***
*(1) За январь 2020 г. коэффициент ликвидации организаций 10,6, за февраль – 9,6.
*(2) По данным ТПП РФ.
Николай АРЕФЬЕВ, секретарь ЦК КПРФ, Председатель ЦС ООО «Дети войны».
Газета «Советская Россия».