Сегодняшняя ситуация с коронавирусом в мире, которую некоторые обозреватели уже окрестили «третьей мировой войной», причём, не каких-то блоков государств или даже систем, а всего объединённого человечества против невидимого глазу врага, всё более отчётливо высвечивает, «кто есть кто» в этой борьбе. Наиболее ярким примером становятся взаимоотношения стран в рамках Евросоюза, где известная русская поговорка «моя хата с краю» превращается в печальную реальность. Точнее, речь идёт о взаимоотношениях в этой кризисной ситуации одной из стран-основательниц ЕС – Италии со своими европейскими партнёрами.
Эта страна оказалась, фактически, брошенной Евросоюзом на произвол судьбы в разгар пандемии COVID-19, несмотря на то, что в считанные недели стала наиболее уязвимой и пострадавшей в Европе от смертоносного вируса. Неудивительно, что так и не дождавшиеся своевременной помощи и «прозревшие» итальянцы возмущены бездействием других стран ЕС, где ситуация хоть и тяжёлая, но всё же не столь катастрофичная, как на Апеннинах. Италия сейчас превратилась в один сплошной сгусток протеста, а наиболее ярким его выражением стала акция, получившая название «восстания мэров». Выражается она в том, что по всей стране главы муниципалитетов и коммун убирают висящие на их зданиях синие флаги Евросоюза. Акция была приурочена к объявленной в стране минуте молчания, чтобы почтить память погибших от эпидемии сограждан.
«Некоторые зачехлили эти флаги, другие их спустили, третьи вообще убрали… Десятки мэров и глав местных администраций решили таким образом выразить свой протест против бездействия Брюсселя в борьбе с коронавирусом», – отмечает в этой связи газета «Джорнале» .
«Да, это восстание флагов, восстание мэров. Называйте это, как хотите», – заявил газете мэр городка Кадонеге в провинции Падуя Марко Скьезаро. Так он выразил протест против политики ЕС, где в результате сопротивления Германии и Нидерландов никак не могут принять решение об оказании Италии финансово-экономической помощи в борьбе с охватившей ее катастрофической эпидемией. Вместо конкретного проявления солидарности от ЕС, мы получили помощь от тех стран, которые к ЕС не относятся. Главным образом – из России и Китая».
За день до «восстания мэров» аналогичный жест сделал заместитель председателя Палаты депутатов итальянского парламента Фабио Рампелли. Он убрал стоявший в его офисе синий флаг Европейского союза и водрузил вместо него итальянский триколор. «Такой жест, – отмечает «Джорнале» на своем сайте, – имеет огромное символическое значение, учитывая должность, которую занимает этот депутат».
Между тем смертоносная эпидемия продолжает свирепствовать на Апеннинах. Италия находится на втором месте в мире по распространению инфекции. На первом месте – США, где количество случаев заболевания коронавирусом уже приближается к 300 тысячам, а число погибших – к 5 тысячам человек. В Италии же уже около 150 тысяч случаев болезни и уже почти 15 тысяч погибших – это новости по статистике заболевания коронавирусом на 3 апреля 2020 года.
Итальянские СМИ со всех концов страны сообщают о многочисленных драмах, связанных с эпидемией. Так, о настоящей трагедии в городке Медилья в Ломбардии рассказывает газета «Коррьере делла сера». Там в доме престарелых, где проживало 150 человек, в течение марта от коронавируса умерло 62 пациента – практически половина его обитателей. Причем мэр этого городка, где проживает всего 12 тысяч человек узнал об этом уже после того, как обнаружил, что данные об умерших стали стремительно расти. Никто заранее никого не предупредил и не поднял своевременно тревогу.
С мест сообщают, что официальные данные о количестве умерших не соответствуют действительности. Так, как информирует издание «Коррьере делла сера» в Ломбардии, число погибших от вируса в Бергамо в марте составляет на самом деле пять тысяч – в два раза больше официальной статистики.
Осуждают бездействие ЕС по отношению к Италии даже в США. Так, американское издание «Америкэн консерватив» пишет, что экономические последствия эпидемии на Апеннинах оказались «просто ужасными».
«Естественно, – отмечает издание, – Италия попросила ЕС проявить большую гибкость по поводу Италии и её обязательств. Итальянцы сделали и запрос в ЕС о чрезвычайных мерах по помощи итальянским гражданам и бизнесу со стороны Евросоюза. В тот момент кризис еще почти не чувствовался в главных экономических локомотивах Европы – Франции и Германии. Ответ со стороны ЕС оказался, однако, медленным и неэффективным, в итоге итальянцы начали испытывать такое чувство, что ЕС их просто бросил на произвол судьбы. Между тем Италия –первоначальный подписант основавшего Европейское Сообщество Римского договора, Италия – член-основатель ЕС и третья по размерам экономика в Еврозоне».
«Ещё 12 марта, – замечает источник, – президент Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), госпожа Кристин Лагард прошла точку невозврата – она произнесла многими ожидавшуюся речь о тех мерах, которые ЕЦБ намерен принять для борьбы с последствиями коронавируса. Лагард решила не снижать процентные ставки, выступив против политики «помощи любой ценой», предложенной бывшим президентом ЕЦБ Марио Драги. Для итальянцев такое равнодушие ЕЦБ к их судьбе было равносильно предательству. Последствия выступления Лагард были немедленными – и катастрофическими для капитализации итальянских предприятий.
Италия и другие страны Южной Европы требуют выпуска евробондов, которые они уже окрестили «корона-бондами». При этом они наталкиваются на твердый отказ «стабильных» стран делиться деньгами и ответственностью. Германия, Австрия и Нидерланды считают, что «южане» должны научиться финансовой дисциплине и, прежде всего, навести порядок у себя дома. Эти аргументы имеют под собой основания, однако в нынешней чрезвычайной ситуации, считает известный немецкий экономист Хенрик Мюллер, Европа может потерять гораздо больше, и ситуацию надо исправлять любой ценой.
В период кризиса, говорит он, необходимо спасать человеческие жизни и демонстрировать солидарность. В противном случае европейский проект будет обречен: государства Европы вновь будут разобщены. Последний шанс Европы – создание специального фонда в рамках Европейского стабилизационного механизма, который начал бы неограниченную скупку долгов тех членов Еврозоны, которые находятся на пороге финансового краха. Однако имеются серьезные сомнения, что эти доводы будут услышаны в Берлине, Вене и Гааге. Подтверждением тому и недавний факт: на прошедшей на днях видеоконференции руководителей стран ЕС не было принято никакого решения относительно незамедлительной помощи Италии, причём главными противниками стали Германия и Нидерланды. Что вызвало на Апеннинах новый шквал протестов.
Но заставит ли это «восстание» доведенных до отчаяния итальянских мэров Брюссель пойти на уступки? Вряд ли помогут Италии и США, где сейчас свои проблемы с вирусом. Риму же сейчас нужны миллиарды, много миллиардов, чтобы выбраться из под груды навалившихся на нее проблем не только связанных с эпидемией, но и в связи с обрушением экономики.
Пётр ПАРХИТЬКО.
Газета «Правда».