Начавшаяся за несколько месяцев до мая 1945 года агония «Третьего рейха» и общепринятая версия о том, что фашисты готовились до конца защищать только собственную территорию и свою столицу – Берлин, сейчас, спустя десятилетия, нуждается в определённой корректировке. Гитлер не только не собирался ограничиваться этим, но, скорее, наоборот, как свидетельствуют данные ряда исторических источников, готов был на этой стадии войны пожертвовать даже Берлином ради сохранения своего единственного к тому времени и самого надёжного союзника – Венгрии.
Именно Венгрия на протяжении всей Второй мировой войны была самым преданным, а к началу 1945 года и последним союзником фашистской Германии. Гитлер готов был отстоять Венгрию любой ценой и пожертвовать ради этого даже Берлином, считает эксперт Российского военно-исторического общества (РВОИ) Никита Буранов. Не случайно, отмечает историк, части советской армии завершили освобождение Венгрии от немецко-фашистских захватчиков только 4 апреля 1945 года, хотя сами бои на её территории продолжались полгода, более 200 тысяч советских воинов погибли в этих сражениях. «Венгрия была самым преданным и последним союзником «Третьего рейха» и фюрер в последние месяцы войны нередко говорил о том, что лучше оставить Берлин, чем потерять Венгрию», - подчёркивает историк. Но только ли эмоции руководили при этом Гитлером? Отнюдь.
Сохранение Венгрии имело для нацистов и огромное практическое значение. Там размещалось большое количество военных заводов, находились несколько источников нефти, в которой армии вермахта испытывали острую потребность. Потеря индустриальных районов Венгрии автоматически означала для фашистской верхушки окончательный проигрыш войны.
Нельзя забывать и о том, что Венгрия собиралась до последнего воевать с Советским Союзом, поэтому фашистский режим диктатора Хорти раздавал один за другим одиозные приказы. Например, на военную службу призывались все лица мужского пола от… 12 до 70 лет. Практически всё мужское население Венгрии должно было попасть в армию, правда, в большинстве случаев это, к счастью для венгров, не работало. Ведь далеко не все они были ярыми нацистами.
Тем не менее, для полного освобождения Венгрии от фашистов понадобилось целых полгода. Ещё в конце сентября 1944 года войска 2-го Украинского фронта под руководством маршала Советского Союза Родиона Малиновского вышли на границу Венгрии, а полностью страну удалось освободить только 4 апреля 1945 года.
Это объясняется не только ожесточённым сопротивлением гитлеровцев и хортистов. Битва за Венгрию не была одной непрерывной операцией, было проведено несколько крупных сражений, которые привели к победе. В их числе, безусловно, Дебреценская наступательная операция, предшествовавшая наступлению на Будапешт, Балатонская оборонительная операция и захват столицы страны - Будапешта, когда хорошо укрепленный город удалось взять, не превышая допустимые размеры потерь. И это притом что столица Венгрии была сильно укреплена, её более 4 месяцев оборонял крупный, почти 100-тысячный гарнизон, в основном - немецкие войска, фанатично преданные «Третьему рейху», которые упорно сопротивлялись. Тем не менее, советские части не допустили деблокирования Будапешта.
После окружения венгерской столицы немецкое командование осуществило три операции, которые носили кодовое название "Конрад". Все они были направлены на освобождение блокированной будапештской группировки и выравнивание фронта по Дунаю.
Для реализации этого плана немецкое командование перебросило в Венгрию практически все оставшиеся резервы.
Там сосредоточили огромное количество бронетанковых отборных соединений, включая лучшую на то время в вермахте 6-ю танковую армию СС (дивизии «Райх», «Мёртвая голова» и «Дойчланд»). Началось ожесточённое сражение в районе озера Балатон. Причем в конце войны немцы применяли помимо танков и достаточно много оснащенных по последнему слову техники самоходных артиллерийских установок, собранных в один «бронированный кулак», состоящий помимо них также из сотен тяжёлых танков, «Королевских тигров» и «Пантер», причём – на узком участке фронта, в так называемой зоне прорыва. Фашисты решили применить в районе Балатона тактику, во многом напоминавшую сражение на Курской дуге, используя тот факт, что у Красной армии не было достаточно времени для организации глубоко эшелонированной обороны.
Но апрель 1945 – не июль 1943, а уж тем более – не июнь 1941 года. Такие манёвры уже не были неожиданными, не сеяли никакой растерянности, а тем более – паники. Закалённые в четырёхлетних сражениях бойцы Красной армии уверенно противостояли фашистским танковым клиньям, мощные атаки отражала артиллерия и даже пехотные части. Красная армия воевала по суворовскому принципу — "не числом, а умением". В итоге отборные танковые части СС были разгромлены, а немецкие танкисты собрали наградные «железные кресты» погибших товарищей и несколько полных касок таких наград отправили в ставку своего фюрера…
Разгром немецко-фашистской группировки в районе Балатона практически завершил освобождение Венгрии от нацизма. Это стало важнейшим событием ещё и потому, что невосполнимый урон был нанесён немецкой группе армий «Юг», южный стратегический фланг фашистов «посыпался», а советским войскам открылась дорога на Вену и возможности проведения заключительных операций по освобождению от гитлеровцев территорий Чехословакии и Австрии.
Сайт ЦК КПРФ.