Специалисты «Левада-Центра» проанализировали гражданскую активность россиян и выяснили, что заставляет их проявлять инициативу, а что – мешает защищать свои права. Опрос проводился среди соотечественников в возрасте от 18 лет в 137 населённых пунктах.
В первую очередь аналитики определили, какой вид чаще всего принимает гражданская активность россиян. Так, за последние 12 месяцев 38% респондентов нематериально помогали нуждающимся; 29% – голосовали на выборах любого уровня; 21% – жертвовали деньги на общественно полезные цели; по 13% – обращались с запросами, жалобами или заявлениями в госорганы, подписывали коллективные обращения и петиции, объединялись с другими людьми для решения общих проблем или защиты своих прав; около 7% – работали в качестве волонтёров или добровольцев; 3% – участвовали в митинге, забастовке или шествии; 2% – распространяли листовки или работали в штабе кандидата на выборах. Обратите внимание, всего 3% активно и публично выступали против произвола властей, защищая свои права и свободы.
Авторы исследования заметили, что участвующие в этом люди с большей долей вероятности будут проявлять активность и в других случаях. За некоторыми исключениями активность в равной степени характерна для людей всех возрастов. Малоимущие россияне активнее обеспеченных граждан, при этом говорить, что жители Москвы и других крупных городов обязательно активнее, чем в регионах, социологи считают неверным.
Сложно сказать, насколько это исследование «Левады-центра» отражает динамику роста оппозиционных настроение среди россиян. Судя по активности в социальных сетях, людей все больше и больше не устраивает нынешняя власть. В частности, об этом наглядно свидетельствует другой опрос «Левады», в котором большинствогорожан не одобрили действия властей при пандемии. Реальности таковы, что 48% россиян недовольны мерами президента и правительства против коронавируса. Притом, что 46% россиян одобряют меры президента и правительства против эпидемии коронавируса. А 18% опрошенных назвали их избыточными.
Можно сделать вывод…
Упорное нежелание власти хоть как-то реально помочь населению страны и фактическое оставление его в опасности может объясняться одним из двух. В ходу может быть субъективный фактор — современная российская власть приватизировала государство, а потому полагает все его доходы и накопления своими. Поэтому сама мысль о том, что «свое» нужно кому-то дать, для нее невозможна. С какой стати? То, что периодически прорывается у представителей этой самой власти, можно сконцентрировано уложить в одну-единственную фразу — государство вам ничего не должно. Логичный вопрос — а зачем оно тогда такое нам, повисает в воздухе, так как ответ очевиден — для того, чтобы оно перераспределяло национальное богатство в пользу власти и близких ей людей. А для чего еще?
Элита страны богатеет либо вместе со страной, либо за счет страны. Российская «элита» живет исключительно в рамках второго.
Второй фактор, который может объяснить отказ федеральной власти от самой постановки вопроса о прямой помощи народу страны, может иметь вполне объективный характер. На самом деле в стране нет свободных денег. А то, что есть, уже давно распределено по нужным людям. К примеру, совокупный долг Газпрома и Роснефти, платежи по значительной части которого наступают в ближайший год, составляют сумму, сравнимую с ФНБ. Уже поэтому рассчитывать на резервы этого фонда могут только они, для других там уже нет ничего. Тратить золото-валютные резервы тоже не выйдет, так как он является обеспечением внешнего долга России, да и далеко не все активы можно так просто и легко «обналичить». И опять-таки, субъективный фактор. Кто является владельцем, к примеру, золотого запаса России? Неужели народ? Или абстрактное государство? Нет, конечно. Мы узнаем, кто на самом деле владел российским золотом, когда вдруг столкнемся, что оно исчезло в неизвестном направлении. Именно те люди, которые отдадут приказ на его вывоз, и являются его реальными собственниками. И уж точно не российский народ.
В общем, скорее всего, власть просто не может ничем помочь народу. А что еще осталось — то не для нас, а для нужных людей. Поэтому единственная задача всех ветвей власти сегодня — это просто тянуть время, нести чушь и пургу, рассчитывая на то, что люди будут терпеть, по возможности бесконечно. И результаты опросов «Левады-цента» в большой степени это подтверждают. Люди готовы терпеть все что угодно, мотивируя это лишь боязнью, мол, как бы только хуже не стало.
Частично проясняет ситуацию со слабой протестной активностью ответ на вопрос, что мешает россиянам активно защищать свои права? Большинство респондентов (28%) назвали отсутствие опыта и незнание методов борьбы. Чуть меньше – 25% – считают главным препятствие страх неприятностей. Лень и пассивность выбрали 20% респондентов, столько же остановились на ответе «Неверие в собственные силы».
Напрашивается вывод…
Реальность сегодня такова, что в России нет оппозиционной силы, способной мобилизовать разрозненный, стихийный протест в конструктивное русло. Ни одна из существующих легальных партий, насколько бы оппозиционной она себя не позиционировала, не отважится заняться созданием своих структурных звеньев по всей стране. Парламентские партии, в нынешних условиях, окончательное теряют остатки авторитета в глазах подавляющего числа россиян. Да и в них нет лидеров, способных не только предложить актуальную повестку и программу, но и объединить вокруг себя тех, кто готов протестовать.
Директор «Левада-центра» Лев Гудков связывает падение одобрения действий федеральных властей, как исполнительной так и законодательной, с их«виртуальным» характером: «Президент уговаривает население сидеть дома, уходит от прямой ответственности и ничего существенного не говорит, перекладывая все на губернаторов и их администрацию. Губернаторы более конкретны и их действия видны, что заметно населению».
Недовольство действиями федеральных властей, предпринимаемыми для борьбы с коронавирусом, высказал 61% опрошенных «Левада-центром» жителей крупных городов. Заявляя, что действия властей неадекватны.
Уже отсюда можно сделать вывод, что протестная активность так или иначе в России будет нарастать. Тем более, что в исследовании отмечается: «для большинства россиян участие в протестных акциях – это скорее последнее средство обратить внимание власти на своё бедственное положение». И в этом положении с каждым днем оказывается все больше и больше людей.
Респондентам также предложили заранее сформированный список тем, каждую из которых они оценивали отдельно. По их мнению, обсуждения в СМИ и интернете достойны проблемы доступной медицины (95%), экологии, утилизации мусора и загрязнения окружающей среды (91%), недостаточное соцобеспечение (91%), а также коррупции и злоупотребления чиновников (91%).
В меньшей степени, по мнению участников опроса, освещения заслуживают проблемы застройки и вырубки парков, произвола правоохранительных органов, тема домашнего насилия и насилия над женщинами, а также блокировки в интернете и преследования за публикации в соцсетях. Интересно то, что о произволе правоохранительных органов чаще готовы говорить и слушать самые молодые участники опроса и жители крупнейших городов.
Можем подытожить…
Изучая хронику протестов последних дней, приходишь к выводу, что сейчас наиболее активно начинают выступать за свои права жители окраин России. Именно там сегодня социально-экономическая ситуация находится на грани. Людям там уже бояться и терять практически нечего. Скорее всего, внимание социологов туда просто «недотягивается». Высшая власть в России это прекрасно понимает. Но, неорганизованныестихийные протесты в провинции ее не очень напрягают. Стихийные митинги в Краснодаре, Владикавказе и еще целом ряде региональных центров были задушены без всякого шума. Но, сигнал она уловила точно. Скорее всего не случайно именно государственные СМИ сообщили о подготовке законопроекта о поправках в закон о полиции, согласно которым полиция получит дополнительные права. В числе которых и разрешение на открытие огня на поражение в случае, если полицейский сочтет, что речь идет об угрозе нападения. Теперь бросить бумажный стаканчик (а возможно, даже просто держать его в руках) может стать поводом для расстрела на месте. Вне всяких сомнений, речь идет о подготовке властей к массовым выступлениям населения, так как ситуация стремительно обостряется. Террор остается последним ее доводом, позволяющим держать под контролем территорию. Полиция получает дополнительные денежные ассигнования на выплаты сотрудникам, которые будут задействованы в карательных мероприятиях, теперь готовится закон, освобождающий от ответственности за убийство граждан. Ничего нового — любая власть капитала ведет себя в аналогичной ситуации одинаково. И заканчивает она тоже всегда одинаково.
Газета «Советская Россия».