Владимир Путин утвердил третий пакет мер антикризисной поддержки населения и экономики, который оценивается в размере от 800 млрд до 1 трлн рублей. Всего общая стоимость антикризисной поддержки составила уже около 4 трлн рублей. Сумма внушительная. Но сможет ли она кардинальным образом улучшить ситуацию? По прогнозам экономистов в стране за лето закроется больше миллиона предприятия. Миллионы людей останутся без работы и без средств к существованию. Как выживать в таких условиях?
— Малый и средний бизнес дышит затрудненно, и госсподдержка помогает не очень. По данным опроса предпринимателей, у более 61% компаний спрос упал на 50%. При этом у половины основной ОКВЭД не входит в число наиболее пострадавших отраслей, — отмечает уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов.
По мнению Титова, на эффективные меры поддержки экономики в кризис предприниматели и не рассчитывают. Степень скептицизма выше 60% для таких мер, как беспроцентное кредитование на выплату зарплат, реструктуризация долгов, другие льготные кредиты, субсидируемые государством, отсрочку платежей по аренде государственных и муниципальных площадей, моратория на подачу заявлений о банкротстве и возможность изменять условия госконтрактов при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
Рука об руку с экономическим кризисом растет напряжение на рынке труда. Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что с начала пандемии количество официальных безработных в России выросло вдвое: с 725 тысяч до 1,4 млн безработных. Еще 1,6 млн человек обратились в службу занятости за помощью в поиске работы и за пособием по безработице.
В профсоюзном объединении Конфедерация труда России (КТР) заявили, что, по методике Международной организации труда (МОТ), общий уровень безработицы может составлять до 8 млн человек. Ситуацию с безработицей усугубляет широкий сектор неформальной занятости, в котором задействовано около 25 млн россиян. В случае потери дохода занятые в неформальном секторе не могут в полной мере рассчитывать на помощь государства и невидимы для официальной статистики.
Кроме этого, все мы видим, как работают чиновники и как реально «спешат» помочь людям. Очень часто государственная помощь не может дойти до реальных получателей — населения и бизнеса. Даже выплата пресловутой президентской надбавки медикам, которые заняты борьбой с эпидемией, не обошлась без скандалов. На это обратил внимание сам президент, а вслед за ним и надзорные органы — прокуратура и даже Следственный комитет. Премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул, что из 27,5 млрд рублей доведенного финансирования израсходовали всего 4,5 млрд рублей. А некоторые чиновники на местах вместо начисления выплат за факт работы с коронавирусной инфекцией ввели сложную систему расчетов, исходя из поминутной тарификации фактических контактов с зараженными.
Руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников считает, если третий пакет антикризисный мер будет реализован и помощь будет полностью доведена до получателей, то закрытия миллиона субъектов МСП можно будет избежать.
— На сегодняшний день третий пакет мер поддержки правительства можно оценить как минимально необходимый для того, чтобы начать выход из ограничительных мер и переходить к восстановлению экономики. Но это тестовый пакет, надо посмотреть, как он будет работать, насколько он эффективен. Останавливаться на нем ни в коей мере нельзя, нужны будут и четвертый, и пятый пакеты помощи, потому что меры, которые были приняты, недостаточны для того, чтобы ускорить темпы восстановления
«СП»: — Согласны ли вы с оценкой, что до миллиона малых и средний предприятий могут исчезнуть из-за кризиса?
— Есть оценки разного рода. Например, что всего навсего 25% предпринимателей смогли воспользоваться мерами поддержки из первого и второго пактов антикризисной помощи. Если это, действительно, так, то мы получим миллион закрытых предприятий МСП на выходе. Если же мы начнем отрабатывать все эти процедуры доведения поддержки до конкретных получателей, то мы сможем оценку «Опоры России» существенно скорректировать. Я эту оценку воспринимаю как некий призыв к регуляторам — доделать до конца еще недоделанное. Механизм мер поддержки во многом не работает: это мы видим и по несоответствию ОКВЭДов, которые определены в перечне пострадавших отраслей, и реальной деятельности того или иного субъекта МСП. В результате пришлось этот критерий отменять и переходить на критерий падения выручки на 30%. Почему на 30%, а, например, не на 10%? Возможно, и этот критерий придется корректировать.
Здесь важно отметить, что диалог между получателями помощи и регуляторами имеет место. И, конечно, он более интенсивен, чем в прошлые кризисы или времена до пандемии.
«СП»: — Поручения президента в рамках третьего пакета мер помощи можно назвать более эффективными для поддержания экономики?
— В основном, первые два пакета мер были регулятивными решениями. Живых денег, которые попали в экономику было слишком много, несмотря на то, что общий объем помощи оценивается в 2,8% ВВП, дай бог, около половины. Третий пакет дает более зримый и ощутимый эффект для экономики и населения. Он является следствием опыта, который был накоплен властями при реализации первого и второго пакетов. Общий объем третьего пакета можно оценить от 800 млрд до 1 трлн рублей — точно определить трудно, потому что цифры будут гулять относительно того, сколько семей с детьми заявится на получение пособия. Сейчас поступило около 2 млн заявок.
«СП»: — Какие из представленных мер будут способствовать поддержке потребительского спроса? Насколько потребительский спрос важен в момент выхода из экономического кризиса?
— Меры, направленные на поддержку населения, это российский аналог прямого финансирования. В данном случае оправданно выбрана наиболее уязвимая категория граждан — семьи с детьми. Это самая уязвимая часть населения среди низкодоходных групп. Меры, касающиеся поддержки населения, сработают, потому что это важно для поддержки потребительского спроса, когда мы начнем выходить из режима ограничительных мер.
Без этой поддержки могла бы сложиться ситуация, когда экономика начнет подрастать, а спроса не будет. В таком случае мы опять окажемся в стагнационной ловушке, когда бизнесы вынуждены не открываться — зачем работать, если невозможно получить ни рубля выручки. Теперь какие-то стартовые деньги будут для поддержания спроса у населения.
Думаю, на этом правительство не остановится и через полтора-два месяца нужно будет включать новую программу финансовой помощи населению. Тем не менее это уже достаточно серьезная мера, эффективность которой покажет насколько важно стимулирование спроса через такие выплаты.
«СП»: — Какие меры поддержки бизнеса вы считаете самыми эффективными?
— Очень важное решение, которое касается обнуления налоговых и страховых платежей за второй квартал для пострадавших отраслей. Когда мы войдем в восстановительный период, у этих бизнесов будет не из чего платить налоги и страховые платежи. Списать это все — очень важное и принципиальное решение. Другое дело, что за списанием могут обращаться и другие бизнесы, которые не вошли в пострадавшие отрасли. По большому счету, пострадала вся экономика. По данным ФНС, в России 36% предприятий так или иначе находятся в простое — они не исчерпывают перечень наиболее пострадавших отраслей. Тем не менее это важная мера, которая поможет бизнесу продержаться третий квартал.
Кроме того, нельзя не заметить новый кредитный продукт под зарплаты. Он должен заработать как следует. Уже сегодня понятно, что спрос на него есть. Также очень важен весь блок, который касается самозанятых — это почти 650 тысяч человек.
«СП»: — Существуют различные прогнозы падения российской экономики, какой вам кажется наиболее правдоподобным?
— Пока мы придерживаемся рабочего прогноза, сформулированного Центробанком — спад в этом году на 4,6%, в зависимости от того, как будут реализовываться антикризисные меры. Экспертные оценки мер третьего пакета пока неоднозначные. Есть официальные утечки из аппарата Минфина и правительства, что третий пакет компенсирует 1,5%. Таким образом, рецессия может составить 3,5% — неплохо, но на этом останавливаться нельзя.
Есть и другие оценки. Например, главный экономист ВЭБ Андрей Клепчан считает, что третий пакет мер поддержки компенсирует только 0,6%.
Истина где-то посередине, однако даже с учетом эффекта антикризисных мер мы можем закончить год с падением 4−5% ВВП. Это вызов, на который нужно отвечать, и останавливаться на имеющихся мерах поддержки не придется. Восстановительный период потребует не только точечных локальных мер поддержки, но и универсальных мер, которые касаются всех бизнесов и мотивируют всех к инвестициям. Здесь пока трудно предположить, на что регуляторы готовы пойти, пока мы видим только намерения Банка России, выраженные в снижении ключевой ставки.
Период восстановления после спада в России может занять до полутора лет.
По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».