В «Правде» за 17—20 января была опубликована заметка Всеволода Надеждина «Узнали себя». В заметке сообщалось, что прокуратура Краснодарского края усмотрела «признаки экстремизма» в книге советского детского писателя Николая Носова «Незнайка на Луне». «Уж не показалось ли им, — пишет Всеволод Надеждин, — что сказанное в 31-й главе «Незнайки на Луне» (именно в этой главе и нашла «признаки экстремизма» прокуратура. — А.П.) реально отражает очень многое из современной российской действительности, о чём рассуждать сейчас ни в устной, ни в письменной форме не принято? А как думаете вы, читатели?».
СОВЕТСКИЙ детский писатель Николай Николаевич Носов (1908—1976) создал много прекрасных книг для детей: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» (Сталинская премия, 1952 год), ну и, конечно, знаменитые романы-сказки о приключениях Незнайки: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1965). За эту трилогию Николай Носов получил в 1969 году Государственную премию РСФСР имени Н.К. Крупской.
Роман-сказка — так автор назвал свои произведения. Но романы Носова о жизни и приключениях человечков-коротышек в утопических детских «республиках» можно отнести и к жанру литературной утопии, и к жанру столь популярной в 60-е годы прошлого века научной фантастики. И хотя города, где живут Незнайка и его друзья, Цветочный, Зелёный и Солнечный — сказочные, но в них есть приметы жизни Советской страны конца 1950—1960-х годов. Зато в романе-сказке «Незнайка на Луне» Незнайка и его друг Пончик оказываются в Лунной стране, удивительно похожей на жизнь в современной буржуазной России. Если у Николая Носова эти два мира — условно говоря, Солнечный город на Земле (как тут не вспомнить утопию Томазо Кампанеллы «Город Солнца») и буржуазное общество коротышек Луны — разделены расстоянием, то два мира реальной России — социалистический Советский Союз (до 1991 года) и буржуазная РФ (после 1991—1993 годов) — временем. И не только 31-я глава, но и почти вся книга отражает такие черты современной российской действительности, какие сейчас власть и буржуазные СМИ стараются всячески замалчивать.
С чем столкнулись наши соотечественники после буржуазного переворота и Незнайка в обществе лунных коротышек? Прежде всего — со всевластием частной собственности. «У нас нет никакой частной собственности», — заявил Незнайка богатею господину Клопсу.
А что стало зримым свидетельством перехода к капитализму? Резиновые дубинки в руках пока ещё милиционеров. В советское время их не носили, и, когда они появились, в народе эти дубинки сразу прозвали «демократизаторами». Так что частная собственность и демократия у нас вводились резиновыми дубинками.
Так же, как и Незнайку, приобщали к нормам жизни в буржуазном обществе резиновой дубинкой.
«— А вот это ты видел? — спросил полицейский и сунул Незнайке под нос резиновую дубинку.
— Резиновая палка, должно быть, — пробормотал он.
— «Резиновая палка! — передразнил полицейский. — Вот и видно, что ты осёл! Это усовершенствованная резиновая дубинка с электрическим контактом. Сокращённо — УРДЭК».
И ткнул Незнайку кончиком дубинки в лоб. Незнайку ударило электрическим током, искры посыпались из глаз, в голове загудело, он зашатался, не в силах устоять на ногах.
Ну а дальше Незнайка узнал, что такое безработица, бездомность, нищета, платная медицина. Это в той или иной мере коснулось миллионов россиян.
Но есть в Лунной стране то, что в жизни России пока является редкостью, — борьба рабочих за свои права.
Капиталист Скуперфильд, владелец макаронной фабрики, истратив почти весь запас наличных денег на биржевые спекуляции, решил снизить заработную плату своим рабочим: вместо фертинга в день он стал платить полфертинга.
А теперь посмотрим, что за этим последовало:
«Рабочие были возмущены, так как и на фертинг они могли существовать только впроголодь. Они сказали, что бросят работу, если Скуперфильд не прибавит плату. Скуперфильд вообразил, что рабочие решили его попугать, и не стал прибавлять плату. Тогда рабочие бросили работу. Фабрика остановилась, и теперь Скуперфильд уже не получал никаких доходов. Он всё же не хотел удовлетворить требование рабочих, так как знал, что, не работая и не получая совсем никакой платы, они просто погибнут с голоду. Рабочим и в самом деле приходилось трудно, но им помогали рабочие других фабрик. Они знали, что, если Скуперфильд одержит в этой борьбе победу, то и остальные фабриканты начнут снижать плату рабочим, и тогда с богачами уже никакого сладу не будет.
Скуперфильд хотел нанять для своей фабрики других рабочих, но в Брехенвиле все знали о борьбе, которую вели с ним рабочие, и никто не захотел наниматься к этому сквалыге».
Такие вот уроки классовой борьбы! Хоть печатай отрывки из «Незнайки на Луне» на странице «Рабочий фронт».
ТРИЛОГИЯ Николая Носова о Незнайке была очень популярна в Советском Союзе, её, наверное, прочитали большинство детей. Как же так получилось, что эти дети, став взрослыми, променяли социализм на дикий капитализм?
Сказалось тут то, что капитализм стремился повернуться к советским людям только своей «витринной» стороной. Именно эту сторону жизни сначала увидел Незнайка, попав в лунный город:
«Незаметно наступил вечер. Повсюду зажглись фонари. Мягким, льющимся изнутри светом осветились витрины магазинов. На стенах домов засверкали, замигали разноцветными огнями световые рекламы. Чем дальше шёл Незнайка, тем шире становились улицы, выше дома, наряднее магазины и ярче огни рекламы».
Вот эта сторона жизни прежде всего бросалась в глаза советским людям, побывавшим на Западе (туристы, командированные), так же, как и слушателям западных радиостанций. И в этом сравнении Советский Союз, увы, проигрывал.
Сказалось и то, что с середины 1980-х годов руководство средств массовой информации перешло в руки людей буржуазных взглядов, и в СМИ началось очернение социализма и всей советской истории.
Но это не главное. Главное то, что даже на рубеже 1990-х годов советский народ в массе своей вовсе не собирался отказываться от социализма! Именно это и показали итоги Всесоюзного референдума 17 марта 1991 года.
Носителями буржуазных взглядов были некоторые представители научно-технической интеллигенции — встречался я тогда и с такими. Мои же товарищи рабочие и близкие к ним по положению техники и инженеры, при всём недовольстве ситуацией в стране, КПСС и Горбачёвым, не были противниками социализма. Я знал только одного рабочего, ярого антикоммуниста, считавшего, что страна должна перейти к капитализму. Он собирал марки и монеты и на этом наживался. Кажется, спекулировал валютой. При этом был хорошим рабочим — квалифицированным, ответственным. Вот такой переходный тип от социализма к капитализму.
Буржуазный строй был установлен помимо желания трудящихся путём грандиозного обмана. Ведь на протяжении всей перестройки нам обещали лишь «больше демократии, больше социализма».
Очень интересен образ Незнайкиного друга Пончика. Прилетев с Незнайкой на одной ракете к жителям Луны, он отстал от товарища и вынужден был действовать самостоятельно.
В отличие от наивного и простодушного Незнайки Пончик, присмотревшись к новому для себя буржуазному миру, сразу понял суть товарно-денежных отношений и даже сумел, как у нас говорят, создать свой бизнес. Пончик открыл маленький завод по производству пищевой соли. Став капиталистом, «он жил в своё удовольствие, и называли его уже не Пончик, а господин Понч».
Но его предприятие не выдержало конкуренции с крупными соляными заводами, Пончик разорился и стал рабочим — крутильщиком каруселей.
Вот только тогда Пончик по-настоящему начал задумываться о жизни и подружился с таким же крутильщиком — Пискариком. Пискарик и предложил ему вступить в тайное Общество свободных крутильщиков.
«— Мы время от времени собираемся, беседуем о жизни, покупаем в складчину хорошие книги, вместе подписываемся на газету…. Мы хотим, чтобы все крутильщики сделались образованней и умней.
— А что вы будете делать, когда сделаетесь умней? — спросил Пончик.
— Начнём бороться с хозяевами…. Первым делом будем добиваться, чтобы хозяева сократили рабочий день.
— Как же заставить хозяев сократить день?
— Сейчас сделать это, конечно, трудно, потому что нас ещё очень мало. Но погоди, со временем нас станет больше, тогда мы придём к хозяевам и скажем, что не будем работать на них, пока рабочий день не станет короче. Объявим забастовку. А впоследствии вообще прогоним хозяев и станем свободными по-настоящему».
Судьба Пончика напоминает мне судьбу многих советских людей из разных слоёв общества, помимо своей воли оказавшихся при капитализме и попытавшихся приспособиться к нему. Редко кто сумел создать свой бизнес, кого стали называть «господами». Большинству это, естественно, не удалось, и они оказались пролетариями.
Но с первых дней реставрации капитализма громко заявили о себе люди, считающие, что трудящиеся должны стать образованней и умней, что они должны бороться за свои права, а впоследствии прогнать хозяев и стать действительно свободными. Имя им — коммунисты.
Николая Носова, его книги любили и дети, и взрослые, и читатели, и его коллеги-писатели. Его отметило наградами и Советское государство, и сейчас, в год 150-летия со дня рождения Ленина, обращаю внимание на то, что трилогия о Незнайке получила премию имени Н.К. Крупской, верного соратника и жены Владимира Ильича.
Издавали Н. Носова и за рубежом. Например, в 50-е годы XX века по числу переводов на иностранные языки Николай Носов занял третье место после Горького и Пушкина!
Его книги и сейчас постоянно переиздаются и любимы по-прежнему читателями. Будем надеяться, что творчество писателя избежит полицейских преследований. Правда, издатели дипломатично умалчивают о борьбе против произвола эксплуататоров. Например, в интересном литературоведческом издании «Детям о писателях. XX век. От А до Н», вышедшем в 2006 году, осторожно сказано, что Николай Носов в своей третьей книге о Незнайке «заговорил с детьми о труднейшей вещи: об устройстве человеческого общества».
А вот их коллеги советской эпохи были куда определённее, они при характеристике трилогии о Незнайке справедливо утверждали, что в ней (особенно в третьей книге) её герой «постигает главную цель жизни: помогать тем, кто справедлив и честен, кто ведёт борьбу за свободу и счастье родного народа, против произвола эксплуататоров».
Газета «Правда».