В четверг в ЦИК России состоялось заседание консультативной (экспертной) площадки, на которой с участием представителей политических партий и научно-экспертного сообщества обсуждались возможные дополнительные механизмы реализации активного избирательного права на выборах в субъектах Российской Федерации в единый день голосования 13 сентября 2020 года.
Председатель ЦИК России Элла Памфилова, открывая заседание, сообщила, что в мае 2020 года в избирательное законодательство внесены поправки о досрочном голосовании, которые наделяют Центризбирком дополнительными полномочиями.
По мнению Памфиловой, закон также предусмотрел, что для создания максимального удобства реализации гражданами избирательных прав на выборах может проводиться досрочное голосование избирателей в порядке и в сроки, которые устанавливаются ЦИК России. Но главной темой стало обсуждение практики многодневного голосования с представителями партий и экспертами.
«В единый день голосования 13 сентября 2020 года, когда выборы пройдут в 83 регионах России, мы обкатаем механизм голосования в течение двух-трех дней, – сообщила Элла Памфилова. – Не в полной мере, а только в той, которая, с одной стороны, позволит нам полностью обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, с другой – не нанесет ущерба прозрачности и достоверности результатов».
Глава Центризбиркома отметила, что все региональные избирательные комиссии поддержали идею о проведении голосования в течение двух-трех дней на выборах в единый день голосования и представили свои предложения. Но ни словом Памфилова не обмолвилась о том, что к вечеру среды более 900 членов УИК подписали открытое письмо к ЦИКу, Госдуме и Совету Федерации с призывом отказаться от идеи многодневного голосования и запретить такую практику. «Советская Россия» сообщала об этом в предыдущем номере. В письме говорится, что существующий порядок выборов всегда давал возможность избирателям проголосовать в течение одного дня и без массовых очередей, поскольку в РФ 97 тыс. избирательных участков, 900 тыс. членов участковых комиссий, а явка в среднем никогда не превышала 41%. «Даже один день голосования – это тяжелый труд членов УИК и наблюдателей, который начинается еще до восьми утра и заканчивается ночью подсчетом голосов и подведением итогов»,– говорится в письме. Поэтому о всеобщем «одобрямс» председатель ЦИК явно слукавила.
В работе площадки приняли участие 82 эксперта, 35 участников мероприятия представляли 20 политических партий. И не все в единодушном порыве поддержали новации власти по поводу «многодневных» выборов. Оппозиционные партии и ряд политологов выступили категорически против.
Вчера на встрече партий с главой ЦИК Эллой Памфиловой обсуждали введение многодневного голосования на выборах. Выступил и я, сказав, что не поддерживаю заявленные изменения. Вот некоторые тезисы моего выступления.
1. При многодневном голосовании невозможно обеспечить контроль за выборами и честный подсчет голосов. Если бы голоса считались по итогам каждого дня голосования, с этим еще можно было бы согласиться. Но принятый вчера во втором чтении законопроект предполагает подсчет голосов в последний день голосования. Выборы в России фальсифицируются уже много лет. Многодневное голосование – подарок для фальсификаторов.
2. Ссылки на международный опыт в данном случае несостоятельны. Там, где голоса считают честно, можно использовать послабления, новации и эксперименты. В западных странах «многодневное» – это прежде всего досрочное почтовое голосование или голосование на избирательных участках, а не дворовое, как на недавнем плебисците по изменению конституции. Голосование на лавочках у подъездов и на детских площадках – это глумление над избирателями и издевательство над самим институтом выборов.
3. Ключевое слово для любого института – это доверие. Нет контроля – нет доверия, а без доверия нет института. Интерес к выборам находится на минимальном уровне за все время постсоветского избирательного процесса. И никаким нагонами, накрутками и искусственным поднятием явки интерес не вырастет, скорее, наоборот. Апатия избирателей связана не с количеством дней для голосования, а с нежеланием участвовать в процедурах, результат которых заранее предопределен, а также недоверием к непрозрачной системе, в которой голоса можно подсчитать так, как это выгодно власти.
4. Ценность выборов падает вместе со снижением политической конкуренции. Но сейчас делается всё, чтобы и без того ограниченную конкуренцию загнать под плинтус. Если мы действительно хотим реализации избирательных прав, надо повышать конкуренцию, а для этого – отменять муниципальный фильтр, прекращать произвол с подписями, возвращать избирательные блоки. Иными словами, возвращать выборам их содержательный смысл.
Вот здесь бы брать пример с других стран. А то как-то выборочно получается. Берем не самые идеальные процедуры, которые и там вызывают много вопросов, а зарекомендовавшие себя десятилетиями демократические процедуры, такие как избирательные блоки, свободная регистрация партий, низкий барьер на выборах, отбрасываются.
5. Хотя на ближайшую избирательную кампанию закон не распространяется, в регионах уже приняты решения о многодневном голосовании. В частности, в Томске собираются голосовать 11 дней. Что будет происходить с бюллетенями за это время – без наблюдателей и видеоконтроля, – можно только догадываться.
6. Пандемия коронавируса – только предлог. Если бы власти действительно озаботились безопасностью граждан, то отменили бы голосование по поправкам в конституцию. Сейчас все эти издевательские процедуры переносят в избирательный процесс. И речь не только о многодневном голосовании, но и об электронном голосовании в интернете и фильтрации наблюдателей через общественную палату.
7. Символично, что сейчас повторяется история с общероссийским голосованием. Обсуждаются изменения, которые уже приняты Госдумой во втором чтении. Причем приняты с нарушением регламента. Нашли законопроект, который 8 лет лежал без движения, и внесли через него изменения сразу в 18 статей закона о выборах. Лишь бы поскорее протолкнуть.
8. Цель понятна – сохранение контроля Кремля над результатами голосования, а не реализация избирательных прав. Прежний набор инструментов для фальсификации выборов уже не способен обеспечить победу власти. Голосование в течение нескольких дней создаст дополнительные возможности для манипуляций. И это, безусловно, большой удар по честным и свободным выборам.
Обсуждаемый законопроект предусматривает голосование на выборах в течение трех дней, голосование на придомовых территориях и иных пригодных местах (видимо, речь о багажниках автомобилей), а также запрещает наблюдение на выборах жителям других регионов (то есть поехать наблюдать в соседний регион, где вы не обладаете активным избирательным правом, больше нельзя).
Газета «Советская Россия».