VI съезд РСДРП(б) проходил полулегально в Петрограде с 26 июля по 3 августа (с 8 по 16 августа) 1917 года. На этом съезде был избран ЦК – 21 членов и 10 кандидатов в члены ЦК РСДРП(б).
Сегодня многие утверждают, что этот ЦК был самым молодым, и потому, мол, он был наиболее решительным на революционные преобразования в обществе. Именно молодость способствовала свершению социалистической революции, и потому надо сегодня тоже давать дорогу молодым в руководство КПРФ.
Да, средний возраст членов ЦК, избранного VI съездом РСДРП(б), составлял 35 лет. Моложе были лишь 9 человек. От 36 до 40 лет – 8 человек. Свыше 40 лет – четверо, в том числе самым старшим Коллонтай – 45 лет и Ленину – 47. Но это, так сказать, внешняя сторона состава членов ЦК. А внутренняя сторона заключается в том, что большинство – 14 человек – вступили в РСДРП до 1903 года. Даже у самого молодого – 25-летнего Ивара Смилги был 10-летний партийный стаж. Следовательно, не молодость играла главную роль в управлении течением революции, а стаж партийной работы. Вот на это сегодня в различных структурах КПРФ как раз и мало обращают внимания, выдвигая её молодых членов на руководящие должности.
Вторая особенность избранного состава ЦК заключалась в том, что среди 29 членов и её кандидатов (фамилии двух кандидатов в члены ЦК установить не удалось) большинство – 20 человек – имели высшее образование, полученное на юридических, философских, экономических, инженерных, сельскохозяйственных, физико-математиче6ских факультетах университетов и других высших учебных заведениях Петербурга, Москвы, Киева, Берлина, Цюриха и Парижа. И эта особенность играла определяющую роль в управлении течением революции, когда основная масса пролетариата была малограмотной.
Сегодня, когда подавляющая часть населения России имеет высшее образование, то оно уже не является достаточным для лиц, находящихся в руководстве партийной организации. Сто лет назад оно было необходимым и достаточным условием, а вот в нынешнее время оно по-прежнему является необходимым, но совсем недостаточным. Теперь достаточным условием является наличие учёных званий и степеней. Это обосновано тем, что только лица с высшим образованием при наличии учёных званий и степеней способны на высоком уровне проводить агитацию и пропаганду среди рабочего класса, объективно давать глубокий анализ политическим событиям в стране и в регионах, выявлять причины их возникновения, указать возможные пути развития и чем это закончится в будущем. Как учёные-профессионалы, такие лица способны изложить полученные результаты в доступной форме для масс и донести их до широкого круга лиц через средства массовой информации. В доказательство этого утверждения можно привести примеры публикаций статей руководителями КПРФ, имеющих учёные звания и степени: Зюганов, Кашин, Обухов, Рашкин, Смолин, Федоткин, Трушков, Белов и другие.
Если посмотреть на избранный состав членов и кандидатов в члены ЦК РСДРП(б) в 1917 году, то из 29 представителей всего было трое рабочих – Киселёв, Муранов и Ногин. Но из этого никто не делает выводов, что партия большевиков не была партией рабочего класса. Следовательно, партия большевиков считалась партией рабочего класса не потому, что в её руководстве подавляющее большинство были рабочие, а потому, что она выражала объективные, т.е. революционные потребности рабочего класса. И так как партия большевиков была революционной, то она и была партией рабочего класса. Именно поэтому рабочая партия характеризуется не наличием и числом рабочих в руководстве партией, а тем, что она выражает и защищает революционные интересы рабочего класса.
Отметим, что в конце XIX века на рабочее движение в Европе существовало две точки зрения: одна как коммунистическая, революционная (Маркс и Энгельс), другая как социал-демократическая, парламентская (Бернштейн и Каутский). И когда в России создавали политическую партию рабочего класса, то встал вопрос: на основе какого учения создавать партию? Ленин стоял на позициях создания революционной партии, в то время как Плеханов, Дейч, Засулич, Аксельрод, Михайлов и другие политические деятели рабочего класса – за создание парламентской партии. И позиция Ленина взяла верх, – партия большевиков была революционной партией. Не парламентской, какими считались все европейские социал-демократические партии II Интернационала, а именно революционной, потому и считалась партией нового типа.
Безусловно, что носителями революционного течения в рабочем движении в то время могли стать только молодые рабочие, которые ещё не успели «заразиться» социал-демократизмом, - а им тогда было по 15-20 лет. Вот Ленин и обращал основное внимание на такую молодёжь, которая в Первую русскую революцию 1905-1907 гг. показала себя как революционно-настроенных рабочих, а затем в период реакции 1908-1914 гг. не изменила идеям революции. Именно на их основе Ленин готовил рабочих вожаков, обучая в партийных школах, - первое учебное заведение для подготовки партийных кадров из рабочих было открыто в 1911 году в Лонжюмо (Франция) и учебный процесс проходил с мая по август. Именно после обучения в партийной школе рабочие, какими были, например, Бабушкин, Шляпников, Шотман и другие, вновь возвращались в рабочую среду и активно руководили рабочим движением. И к 1917 году им было где-то в среднем по 35 лет. Но не возраст, а революционная идея, которая была смолоду заложена в их сознание в процессе обучения в партийной школе, сыграла главную роль в становлении из них революционных вождей, которые и привели рабочий класс в России к Великой Октябрьской социалистической революции.
Сегодня в КПРФ приходит молодёжь без какого-либо опыта жизни при социализме, и потому она смутно представляет себе советскую историю. Воспитывалась в иной общественной атмосфере, в которой возможность делать деньги представляется краеугольным камнем существования, в котором мир чистогана развращает молодёжь, вытаскивает и растаптывает их души. Бытие такое, что в современной России успешна только та молодёжь, которая пробилась в чиновники, в управленцы, в банковскую обслугу, чаще всего в коммерсанты с помощью семьи, наследственного бизнеса или по рекомендациям сверху была введена в партийные списки на проходные места в парламенты разных уровней. Видят, как те, кто более напористые и приспособленные к жизни в рыночных отношениях, делают себе карьеру и по партийной линии, и по парламентской вертикали. И потому в сознании молодёжи укрепляется мелкобуржуазная психология, потребительство, приспособленчество. А для мелкобуржуазной психологии характерны и интриганство, и карьеризм, и готовность к соглашательству с властью.
Те, кто моложе 40 лет, имеют за спиной багаж далеко не советской школы и вуза, а образование, пропитанное антисоветским душком. Порой они даже заражены частнособственническим, мелкобуржуазным мировоззрением. И чтобы сформировать из них настоящих коммунистов, им нужно помочь приобрести необходимое глубокое революционное мировоззрение. В них надо уничтожить «рыночное приспособленчество» и взрастить подлинных борцов с большевистским «огнём» в душе, которые могут выстоять и победить установившийся антинародный режим в стране. И для этой цели при ЦК КПРФ и был образован Центр политической учёбы.
Со дня его основания через Центр прошло уже в пределах тысячи слушателей со всех регионов России. Этим КПРФ готовит свой резерв. Но как используется молодой резерв партии на практике не может не вызывать удивления. И вот почему.
Действительно, в некоторых местных отделениях КПРФ партийные организации стали возглавлять молодые коммунисты, прошедшие учёбу в Центре. Однако на очередных выборах в буржуазные парламенты они, как представители руководящего состава партии, возглавляют партийные списки и становятся депутатами. И такие победы КПРФ ставит себе в заслугу. Получается, что в конечном счёте КПРФ омолаживает буржуазный парламент через омоложение партийного руководства.
С другой стороны, обучающийся в Центре получает теоретические знания по партийной работе. А вот закреплять эти теоретические знания ему приходится в …буржуазном парламенте. Теория – одна, практика – другая. А поскольку бытие определяет сознание, то у молодых депутатов работа в парламентах перечёркивает все знания, получаемые в Центре. И этим формируется новый тип депутата-коммуниста, который не обладает ни научным, ни общественным сознанием. В лучшем случае они руководствуются бытовой психологией, а всё чаще – и животной. А для партийной работы необходимы лица не с бытовой, а с классовой психологией.
И в заключение следует указать главное отличие омоложения руководства партии в прошлом и в настоящем: в 1917 основное внимание обращали на молодёжь, которая была революционной, борющейся, а теперь на тех, кто сумеет приспособиться работать и в руководстве партией, и в буржуазном парламенте, т.е. кто способен сидеть на двух стульях.
Владимир Ембулаев. (г. Владивосток).