В середине июля в отставку после десяти лет руководства ушёл скандально известный глава департамента образования города Москвы Исаак Калина. Именно при нём в столице начались активная «оптимизация» и слияние школ в единые образовательные комплексы, причём в этот процесс, помимо обычных, оказались вовлечены также школы-интернаты, школы для одарённых детей, коррекционные и т.д. Рвение и энтузиазм, с которыми настойчиво внедрялись нововведения, были достойны лучшего применения, но, к несчастью, нашли его на ниве школьного образования.
ПОЗЖЕ, объясняя необходимость оптимизации, глава департамента Исаак Калина, пересевший в это кресло с должности заместителя министра образования и науки, произнесёт свою знаменитую тираду, которой позавидовал бы сам Черномырдин, известный своими многочисленными неоднозначными высказываниями.
«Какой огурец в хороший рассол ни попадёт — маленький, большой, свежий, малосольный, происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами, — поделился он с общественностью своими кулинарными познаниями. — Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками».
Эти открытия принесли несмываемую славу новоиспечённому главе департамента образования, и он, возможно, даже не ожидавший такого «успеха», с утроенным усердием принялся за работу. А впереди её было немало. Ну а то, что его деятельность вызывала возмущение и у учителей, и у родителей школьников, что проходили многочисленные митинги и пикеты в защиту образования против насильственных слияний и других мало продуманных преобразований, его не очень волновало. Протестовавшие требовали отправить Калину в отставку, но он лишь усерднее гнул свою линию, не вступая в дискуссии и игнорируя обращения общественности, профсоюзов, учителей, родителей.
Как отмечают в Межрегиональном профсоюзе работников высшего образования «Учитель», у Исаака Калины было своё представление о том, каким должно быть московское образование, и его он считал единственно верным. Большинство из его заявлений были популистскими, считают активисты. У всех школ должны быть равные возможности, отмечал Калина, обосновывая идею создания крупных образовательных комплексов. Но вот родители почему-то не хотели, чтобы их дети учились в переполненных классах. А после «оптимизации» и с введением, кстати сказать, также при Исааке Калине, нормативно-подушевого финансирования, когда школе стало выгодно иметь как можно больше учащихся, это и произошло. В московских школах классы стали состоять из 25 (и это минимум), а то и из 35—40 человек. Вместо того чтобы открывать новые классы, директору выгоднее сделать один огромный, ведь школа получит за это больше денег. У учителей выросла нагрузка и немного зарплата, но снизилось качество обучения: уделить внимание всем учащимся стало физически невозможно.
В итоге реорганизация состоялась, но каковы результаты? Стало ли лучше от этого участникам образовательного процесса? Об этом корреспондент «Правды» поговорила с сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким. Главная цель затеянной реформы, считает он, — это повышение управляемости школ. С этой точки зрения «оптимизация» прошла совершенно блестяще.
— В Москве было около двух тысяч школ, — рассказал Всеволод Владимирович. — После проведения так называемой оптимизации их осталось около восьмисот, что для департамента образования Москвы весьма удобно: школы стали управляемыми, а директора — послушными. Что касается качества образования, то оно не относилось к тем задачам, которые Исаак Калина был поставлен решать.
Всё это — хамское отношение к директорам школ, которых Калина запросто мог публично унижать на еженедельных совещаниях (и многие из которых зачастую перенимали его манеру руководства, обращаясь подобным образом уже со своими подчинёнными); введение системы рейтингов школ и многое другое — было нацелено только на доведение школ до полной управляемости, безропотного подчинения распоряжениям департамента.
Что в итоге вышло, например, из системы рейтингов школ? А всё то же самое, ради чего, собственно, и затевалась эта реформа. Критерии этих самых рейтингов создавал департамент образования г. Москвы, и, если школа соответствовала тому или иному критерию, она получала дополнительное финансирование. Большинству школ приходилось подстраиваться под все эти меняющиеся требования. Нужны олимпиадники? Начинаем срочно их готовить. Необходимо развитие системы дополнительного образования? Срочно занимаемся этим вопросом. И тому подобное. Всё это, конечно, не имело никакого отношения к реальным образованию и воспитанию.
Есть и ещё один момент, связанный с выполнением «майских указов» президента о достойной зарплате учителей. Для того чтобы директор мог отчитаться о высокой средней зарплате, он должен участвовать в этих рейтингах — и тогда образовательное учреждение получит дополнительные выплаты.
А не так давно, например, школы лишили возможности самостоятельно вести бухгалтерию. И сделано это не для того, чтобы проследить, как школы распоряжаются финансами, не для того, чтобы бороться с коррупцией, а всё с той же целью повышения управляемости.
На смену Калине пришёл один из его бывших заместителей — Александр Молотков. Надеяться на то, что политика столичного департамента образования вдруг как-то кардинально изменится, не приходится, считают в профсоюзе. Все основные задуманные реформы воплощены в жизнь, так что новому руководителю департамента только и остаётся, что тихо идти вперёд по проторённой дорожке, не меняя направления.
Газета «Правда».