Заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Ю. В. Афонин в ходе визита в Иркутскую область выступил на рабочем совещании «Проблемы правового регулирования и обеспечения экологической безопасности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Главной темой совещания стали недавние изменения законодательства по охране озера Байкал, которые, по мнению многих специалистов, могут дать дорогу разорителям заповедных байкальских территорий. В совещании приняли участие первый секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко, кандидат в губернаторы Иркутской области Михаил Щапов, руководитель Всероссийского женского союза «Надежда России» Нина Останина, депутаты Законодательного собрания области и муниципальных советов.
В своем выступлении Юрий Афонин отметил, что озеро Байкал – совершенно уникальный природный объект. Ему нет аналога на всей планете Земля. Поэтому фракция КПРФ в Государственной Думе всегда уделяла колоссальное внимание защите Байкала. На этом направлении очень активно работает депутат фракции КПРФ Михаил Викторович Щапов. Его законопроекты многократно обсуждались на заседаниях профильного комитета по природным ресурсам. И очевидно, сказал Юрий Афонин, что позиция Щапова полностью отвечает интересам жителей Иркутской области и других прибайкальских территорий. Конечно, в этой работе фракция КПРФ очень тесно взаимодействовала с Сергеем Георгиевичем Левченко в бытность его губернатором Иркутской области.
Однако, как подчеркнул зампред ЦК КПРФ, депутаты «Единой России» зачастую исходят не из нужд регионов, в которых их избрали, а из установок, которые доводит до них федеральная исполнительная власть. Даже тогда, когда эти установки явно вытекают не из интересов людей, а олигархических структур.
Только так можно объяснить принятие думским большинством закона №254-ФЗ от 31 июля 2020 года (федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Этот закон вносит поправки, в том числе и в закон №94-ФЗ от 1 мая 1999 года «Об охране озера Байкал».
Юрий Вячеславович рассказал, что вопрос об этом законе ему задали даже на всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов», где собрались представители молодежных партийных структур, а также молодые политологи, социологи, блогеры. Причем задала девушка, которая не имеет отношения ни к Иркутской области, ни к Бурятии. Этот закон взволновал всю страну.
Закон был протащен в последние дни весенней сессии Государственной Думы. Точно так же протаскивали закон о повышении пенсионного возраста. Это уже сложившаяся технология протаскивания самых подлых законов – в момент, когда внимание общества отвлечено отпусками, дачей, чемпионатом мира по футболу и так далее.
Зампред ЦК КПРФ заявил, что фракция Коммунистической партии Российской Федерации голосовала против закона №254. И привел ряд аргументов.
Этот закон принят в целях расширения транспортной инфраструктуры и прежде всего – увеличения пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Но кому сейчас, в рамках нынешней российской экономики, в первую очередь это нужно? Не людям, живущим вокруг Байкала. Бенефициары этого закона – сырьевые корпорации, которые хотят вывозить за рубеж еще больше российского сырья. Юрий Афонин сказал: нам пытаются навязать вывоз все большего количества сырья как единственный способ наполнения государственной казны. Но это тупиковый путь для 21 века. Нужно высокотехнологичное развитие, которое и предлагает программа КПРФ. А сырьевые корпорации, ради которых и будут расширять Транссиб, широко используют оффшорные схемы и в должной мере не платят налоги ни в регионах, ни в федеральном центре. Олигархи в пандемию словно взбесились и пытаются урвать как можно больше денег, невзирая на последствия. Замахнулись даже на Байкал!
С целью развития транспортной инфраструктуры закон на период до 31 декабря 2024 года разрешает проведение сплошных рубок леса, в том числе непосредственно на берегу озера Байкал. РЖД заверяет нас, что будут вырубать лишь небольшие лесные полосы шириной 10-15 метров вдоль действующих железных дорог. Но никаких правовых гарантий, что будет именно так, у нас нет. Ничто не мешает этим рубкам захватить более обширные территории.
Список объектов, под которые можно проводить вырубку леса, будет определяться правительством. Причем это могут быть не только объекты, непосредственно связанные с железной дорогой, но и автодороги общего пользования, мосты, порты. Поэтому масштабы рубок могут оказаться в разы больше тех, чем предполагают нынешние, самые пессимистичные прогнозы экспертов.
Этим же законом вносятся поправки в закон об особо охраняемых природных территориях. Теперь региональные и муниципальные власти могут изменять границы особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения, исключая из них земли, предназначенные для строительства объектов Транссиба и БАМа. Опять же масштабы наступления на охраняемые природные территории трудно представить. Юрий Афонин напомнил про закон о «дачной амнистии». Да, он помог решить проблему узаконивания своих участков некоторому числу простых дачников. Но одновременно были легализованы огромные захваты земель подмосковных лесничеств, где настроили элитное жилье для богатеев.
Изменения вносятся также в закон об экологической экспертизе. На период до 2025 года проводить ее при модернизации магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба не требуется.
Наибольшие опасения вызывает даже не сама вырубка лесов, а именно предусмотренная законом временная отмена государственной экологической экспертизы при строительстве объектов транспортной инфраструктуры.
Институт экологической экспертизы – это сегодня единственный закрепленный законом механизм предварительной экологической оценки проектов хозяйственной деятельности. Временная отмена этой экспертизы означает, что на всех особо охраняемых территориях, в том числе и на Байкале, без какой-либо проверки экологической безопасности можно будет строить все что угодно. По сути, разрушается единственный механизм, с помощью которого общественность может контролировать бизнес-проекты, предотвращая нанесение непоправимого ущерба природе.
Юрий Афонин сказал: возможно, я утрирую, но, представьте, что РЖД решит построить хранилище топлива для тепловозов прямо на берегу Байкала. И теперь никто по закону не сможет этому помешать. А ведь утечка из такого хранилища может привести к экологической катастрофе, по сравнению с которой недавняя катастрофа на Таймыре покажется утренником в детском саду.
Закон уже вызвал острую реакцию научной и экологической общественности, и российской, и международной. С просьбой не подписывать закон к президенту России обратились два научных совета РАН – по лесу и по экологии биологических систем, а также экологические общественные организации. К сожалению, ученых-экологов не услышали, закон вступил в силу.
Зампред ЦК КПРФ отметил, что теперь для защиты Байкала есть два пути. Первый путь – продолжение парламентской борьбы. На осенней сессии фракция КПРФ снова поднимет вопрос об этом законе и предложит скорректировать наиболее вопиющие его положения.
Второй путь – протесты. Если жители увидят, что реализация закона ведет к экологической катастрофе, то размах протеста будет не меньше, чем в Шиесе Архангельской области. А там власти пришлось пойти на уступки. Даже пришлось убрать губернатора, согласовавшего проект строительства гигантской свалки для московского мусора, и назначить нового и. о. главы региона.
В заключение Юрий Афонин отметил, что КПРФ и ее лидер Геннадий Андреевич Зюганов рассматривают сегодня защиту природы и тем более такого уникального природного наследия, как Байкал, как важнейший приоритет своей работы.
Сайт ЦК КПРФ.