Кремль работает над усилением политических позиций премьера Михаила Мишустина, и попутно ослабляет других возможных кандидатов на роль преемника Владимира Путина. Такую версию высказал «Собеседник». Издание анализирует ряд публикаций Telegram-каналов.
Кроме того, считает «Собеседник», Кремль пытается противопоставить Мишустина, московскому мэру Сергею Собянину, который набрал очки благодаря решительным мерам по борьбе с коронавирусом. Собянин был первым руководителем в России, кто распорядился создать при городской администрации оперативный штаб по борьбе с распространением инфекции. И лишь потом аналогичная структура была создана при российском правительстве.
Издание указывает, что в период карантина Путин неоднократно выражал неудовольствие действиями московского градоначальника, который в какой-то момент стал более заметной фигурой в стране, чем президент.
«Собеседник» также ссылается на недавнюю публикацию Telegram-канала «Кремлевский мамковед». Его авторы отмечают, что Путин возложил на Собянина личную ответственность за взрывные показатели роста заболеваемости в Москве.
«Основным фактором, кроме экономического коллапса, стал также проведенный ФСО опрос в отношении Собянина. Как показала социология, рейтинги мэра столицы обвалились, что ставит крест на любых его политических амбициях», — говорится в сообщении.
То есть, Кремль успешно справился с ослаблением популярности Собянина. И с укреплением Мишустина все вроде бы обстоит неплохо. Согласно сентябрьскому опросу ВЦИОМ, на прямой вопрос о доверии Владимиру Путину положительно ответили 67,7% респондентов, Михаилу Мишустину — 53,8%, Владимиру Жириновскому — 31%, Геннадию Зюганову — 26,6%, Сергею Миронову — 25,9% При этом показатель одобрения деятельности Путина составил 62,4%, Мишустина — 42,8%.
И остается только один вопрос: действительно ли Мишустин может сменить Путина — и при каких обстоятельствах?
— Я бы не судил о планах Кремля по Telegram-каналам, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Планы Кремля, на мой взгляд — день простоять, да ночь продержаться. Чтобы деньги от нефтегазовой «трубы» по-прежнему капали, и чтобы дальше было все стабильно. Я не вижу в этом никакой стратегии, кроме как удержание власти.
Все разговоры, что Мишустин — преемник, не имеют под собой основания. Просто премьер — человек № 2 в государственной иерархии, и просто обязан быть резервной фигурой для системы. Социологические исследования, которые проводит Центр политической культуры России, напротив, показывают, что поддержка Мишустина снижается.
Де-факто, я считаю, преемник Путина — только сам Путин: система не воспроизводится. Повторить трюк Ельцина с преемников Кремлю вряд ли удастся — по крайней мере, я не вижу для этого оснований. Элиты надеются, что куда-нибудь кривая вывезет.
Думаю, только когда наступит катаклизм — прилетит «черный лебедь» — ситуация станет более ясной. А пока система продолжит находиться в состоянии загнивания и стагнации.
Андрей Полунин ("Свободная пресса").