Конституционная реформа, похоронившая последние, хотя бы формальные признаки демократии, выливается в форму новых законов, которые строят самодержавие на новый лад. 21 октября первая тройка президентских законопроектов, усиливающая роль главы государства в формировании правительства, Конституционного суда и прокуратуры, прошла основное чтение в Государственной думе.
ПО ВСЕМ трём законопроектам фракция КПРФ вносила свои поправки и буквально за каждую билась до последнего. Авторами поправок выступили Юрий Синельщиков и Николай Коломейцев. Коммунисты категорически не согласны с тем, как по новому закону будет происходить назначение председателя правительства, его замов и министров. Так, президент в случае неутверждения Госдумой предложенных им кандидатур вправе вновь внести в парламент те же самые кандидатуры в надежде, что депутаты образумятся, а если этого не произойдёт — хозяин Кремля рукой всевластной может выгнать взашей народных избранников. При освобождении от должности членов правительства президент и вовсе не обязан согласовывать своё решение с парламентариями.
Крайне много нареканий у депутатов-коммунистов вызвал законопроект о внесении изменений в закон о Конституционном суде. К примеру, судьям КС РФ отныне будет запрещено публично выражать особое мнение, отличное от коллегиального решения. Как пояснил официальный представитель президента, председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству «единоросс» Павел Крашенинников, это нужно для избежания политизации конституционного процесса. Кто бы сомневался! Политический вектор, выходящий из вершины президентского всевластия и устремлённый к олигархическому господству, был и остаётся в приоритете у нынешней власти!
Обновлённый Основной Закон, а за ним и президентский законопроект лишили Конституционный суд РФ возможности обращаться к Федеральному Собранию с посланиями о состоянии конституционной законности в стране. Между тем, заметил юрист Ю. Синельщиков, послание — это прекрасный информационно-аналитический источник для депутатов, для юридического сообщества.
Зато теперь КС РФ не ограничен сроками при назначении дел к слушанию. Если раньше на это отводился месяц со дня принятия обращения к рассмотрению, то с принятием закона суд будет исходить из общественной значимости дел и очерёдности поступления обращений. Это приведёт к безбрежной волоките в работе, убеждён Ю. Синельщиков.
Ещё одно новшество связано с рассмотрением дел без проведения слушаний. Сейчас это возможно в том случае, если решение может быть принято на основании ранее высказанных КС РФ положений. Президентская же поправка позволяет вырабатывать решения в тиши судейских кабинетов тогда, когда проведение слушаний не может дать дополнительных аргументов для принятия решения. Это означает, что заявители не смогут участвовать в прениях, им будет сложнее привлекать свидетелей, экспертов, оперативно реагировать на доводы противной стороны, пояснил Ю. Синельщиков. «Суд станет более закрытым и непрозрачным, идя в ногу с общероссийскими властными тенденциями», — подчеркнул депутат.
И в закон о правительстве, и в закон о Конституционном суде коммунисты предлагали ввести антикоррупционный предохранитель в виде запрета для членов кабинета министров и судей иметь имущество за рубежом. Но «единороссовское» большинство, конечно, своих не сдаёт: поправки были отклонены. Павел Крашенинников постарался представить всё дело так, что это, мол, ущемит права указанных лиц, поскольку у многих из них наверняка остались родственники, а значит, и имущество в бывших союзных республиках.
Николай Коломейцев тут же выдвинул предложение: может, сделать оговорку, что данное ограничение не распространяется на страны СНГ. Однако и такой поворот «единороссов» не устроил. «Не уверен, что мы должны страны как-то делить по какому-то принципу…» — пробормотал Крашенинников.
Странную конфигурацию приобрела процедура назначения прокуроров регионов. Консультировать президента по этому вопросу будет не Совет Федерации, как в случае с генпрокурором и его замами, а профильный комитет верхней палаты, что, по меньшей мере, странно.
Коммунисты настаивали на закреплении в законе о прокуратуре положения о том, что прокуратура осуществляет высший надзор от имени Российской Федерации. Эта позиция исключена из ныне действующего закона, между тем в условиях, когда существует несколько десятков видов контроля, она является принципиальной. Не получили поддержки и предложения наших депутатов о допуске прокуроров к банковской тайне, наделении их правом возбуждать уголовные дела и изымать дела у органа предварительного следствия, допустившего нарушения законодательства. А без этих полномочий прокуроры вынуждены бороться с преступностью, по сути, голыми руками.
В очередной раз по заведённой многолетней традиции правительство вошло в Госдуму с законопроектом о заморозке компенсации советских вкладов — теперь до 1 января 2024 года. Формальной причиной является отсутствие источников финансирования. Но, если посмотреть резервы и то, куда утекают деньги, становится ясно, что это пустые отговорки. Так, по оценкам специалистов, с учётом скрытого вывода капитала, из страны с начала 2020 года выведено около 100 млрд долларов. Кроме того, в Фонде национального благосостояния находится около 13 трлн рублей, а золотовалютные резервы России составили почти 600 миллиардов долларов, или 46 триллионов рублей по нынешнему курсу, что соответствует двум федеральным бюджетам. Поэтому говорить об отсутствии у государства денег для выполнения своих обязательств нет никаких оснований.
Николай Коломейцев обратил внимание депутатского корпуса на одну характерную тенденцию: как только золотовалютные резервы приближаются к 600 миллиардам долларов, узкая группа лиц придумывает схему, как их раскассировать опять же между избранными. Такой фокус был проделан уже дважды, и на нём обогатились лица с двойным гражданством и крупные компании. Страну грабят беспощадно, и ничего не делается для деофшоризации, заявил депутат-коммунист. Но при этом правительство всякий раз в преддверии рассмотрения бюджета показывает десяткам миллионов граждан, пострадавших от либеральных «реформ» 1990-х и ждущих выполнения государством своих обязательств, большой кукиш, обещая на следующий год обязательно что-нибудь придумать. Впрочем, если правительство и посетит озарение, едва ли оно окажется в пользу людей, трудом которых создавались величие и мощь нашей страны.
Газета «Правда».