Доктор политических наук Сергей Обухов интервью порталу "Свободная Пресса" расшифровал публичный конфликт спикера-единоросса Володина и главы Минфина Силуанова как разбалансировку системы, где «Единая Россия» становится пятой ногой в политической системе России.
Глава Минфина Антон Силуанов выдает решения президента Владимира Путина за свои, при том что изначально их не поддерживал. Об этом заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании 28 октября.
«Когда мы говорим о развитии сельского хозяйства, вы посмотрите предыдущие все решения. Они принимались президентом вопреки министерству финансов. Потому что министерство финансов было против», — отметил Володин. «Если это ваше достижение, так говорите, что это ваше достижение. А если вы были против, то так и скажите: „Мы были против, но президент решение принял, а оказалось все правильно“», — подчеркнул спикер.
Также в качестве примера Володин привел инициативу президента по обеспечению школьников горячим питанием. По его словам, для поддержки населения Путин был вынужден лично вмешаться в данные вопросы.
Володин добавил, что президент слышит запросы депутатов и граждан, а министр финансов — нет. И предложил главе ведомства пересмотреть свой подход к реализации предлагаемых ему инициатив.
Заметим, в Госдуме Силуанов отчитывался о работе Минфина и рассказывал о новом проекте бюджета. Кроме того, в ходе ответов на вопросы парламентариев министр выступил против индексации пенсий работающим пенсионерам.
«Позиция наша следующая: пенсия — это компенсация за утраченный заработок и, если пенсионер, который получает пенсию еще и работает, то заработок не утрачен, может быть, он небольшой этот заработок, но в целом он получает и заработок, и пенсию. На наш взгляд, важно сосредоточиться на поддержке тех пенсионеров, которые сегодня не работают. Мне кажется, более справедливо помогать тем, кто нуждается, кто не работает», — сказал глава Минфина.
Что стоит за конфликтом Володин-Силуанов? Означает ли он, что Кремль все же решил скорректировать социально-экономический курс, и либералов в правительстве начали теснить на обочину?
— Конфликт Силуанов-Володин — отражение системной проблемы, — считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Она связана с тем, что лидер «Единой России» Дмитрий Медведев больше не председатель правительства, и не может напрямую распоряжаться финансовыми средствами. Премьер Мишустин, напомню, не является членом «Единой России», а кабмин по обновленной Конституции подчиняется непосредственно президенту.
Мне это напоминает конфигурацию времен Горбачева. Михаил Сергеевич также менял функции правительства, и переподчинил себе кабинет министров. Так, в январе 1991-го, когда премьером СССР стал Валентин Павлов, кабмин был подчинен президенту Горбачеву — так же, как сейчас подчинен Путину.
Так или иначе, мы сегодня имеем формального лидера правящей партии Медведева, который лишился рычагов управления правительством. Прежде вся вертикаль «Единой России», все ее программы — например, обустройство дворовых площадок, — идеологически стояли на том, что все в стране делается благодаря правящей партии. На деле, так происходило потому, что единороссы сидели на бюджете.
А теперь это сидение прекратилось. В итоге мы увидели небывалую картину: впервые с момента своей отставки Медведев пришел на поклон к Мишустину — обсуждать проблемы бюджета. Причем, до этого Медведева посещали лидеры «Единой России». Но из аппаратной игры Медведева ничего не вышло: хитрый Мишустин тут же уравновесил ситуацию встречей с лидерами других парламентских фракций.
Де-факто, «Единой России» стало намного труднее рассказывать, как она осчастливит всех за счет бюджета. Теперь для этого Медведеву и его разношерстной команде нужно уговаривать Мишустина и администрацию президента — заход на распределение ресурсов сильно усложнился.
Это резко сократило возможности верхушки «Единой России» изображать из себя полноценную партию, которая якобы руководит исполнительной властью. И это далеко не безболезненная трансформация для политический системы.
«СП»: — Силуанов действительно выдает решения Путина за свои?
— Силуанов — это всего-навсего бухгалтер. Любой директор завода — если бухгалтер не сел ему на шею — руководит своим бухгалтером. И любой бухгалтер всегда будет против дополнительных трат — у него всегда не будет свободных денег.
Да, Силуанов-бухгалтер был против, но Путин-директор сказал — и Силуанов сделал, только и всего. Замечу, никакой перепалки Володин-Силуанов не возникло бы, если бы в Госдуму пришел премьер Мишустин. Задача которого не только сводить дебет с кредитом, но и определять основы внутренней политики.
«СП»: — Почему именно сейчас Володин активизировался?
— Володин недавно добился встречи с Путиным. Показательно, что администрация президента не шибко хотела сообщать об этом событии, но спустя неделю все же сообщила. Это подняло акции Володина и той группы единороссов, которую он представляет. Володину теперь хочется показать, что не Силуанов отражение президента, а он — Володин — является таким отражением.
Такая борьба неудивительна. В политической системе России не осталось ничего живого, кроме рейтинга Путина. Да и этот рейтинг изрядно просел. В сентябре ВЦИОМу на открытый вопрос «кому из политиков вы доверяете?» Путина назвали всего 27,2% респондентов. Всего два года назад показатель составлял 59%.
Все остальное в политической системе РФ — кроме рейтинга Путина — выжженная пустыня. Вот и стараются прокремлевские политические игроки зацепиться за этот гвоздь — что Силуанов, что Володин.
«СП»: — Какое решение будет принято по индексации пенсий, будет ли меняться социально-экономический курс?
— В условиях кризиса популярных идей мало. Напомню, в конце сентября комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал отклонить внесенный членом ЦК КПРФ сенатором Василием Иконниковым законопроект, предусматривавший возвращение индексации пенсий работающим пенсионерам. А уже 9 октября СМИ сообщили, что фракция «Единой России» в Госдуме направила в правительство аналогичное предложение — вернуть индексацию.
Замечу, если считать с января 2016 года — с момента заморозки индексации — то получится, что работающим пенсионерам не доплатили около 6 трлн. рублей. Если «Единая Россия» такая крутая — если она вдруг одумалась, и теперь выступает за индексацию пенсий, — пусть компенсирует эти потери.
Замечу также, что именно среди работающих пенсионеров наиболее высокая поддержка КПРФ и «Справедливой России». Видимо, перед парламентскими выборами-2021 «Единая Россия» решила перетянуть эту часть электората на свою сторону.
Обратите внимание и на другой момент: с одной стороны, «Единая Россия» покритиковала Силуанова, а с другой — в тот же день поддержала в первом чтении антинародный проект бюджета на 2021 год и плановые 2022−2023 годы.
Если суммировать, конфликт Володин-Силуанов демонстрирует, что политическая система трансформировалась и разбалансировалась. И что «Единая Россия» в этой новой конструкции — явно пятая нога.
Андрей Полунин ("Свободная пресса").