Только что Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, возглавляемый Николаем Харитоновым, провел исключительно важный «круглый стол» на тему: «Совершенствование правового регулирования государственной молодежной политики: региональный аспект».
11 ноября Государственная Дума единогласно приняла закон о государственной молодежной политике. Мы с этим законом «носились» много лет. В 1998 году он был подготовлен, семь фракций единогласно за него проголосовали, но Ельцин не дал возможности его принять. Ему не нужно было коллективистское образование, позволяющее новому поколению встать на ноги и уверенно смотреть в будущее. Я благодарю всех, кто проголосовал за закон, но хочу обратить внимание на то, что в бюджете, который вы будете утверждать сегодня в третьем чтении, молодежная политика практически полностью проигнорирована.
Согласно последнему опросу ВЦИОМ, 71% молодежи не может трудоустроиться, 80% имеют огромные проблемы с жильем, 51% молодых женщин не хотят рожать в нынешних условиях. И это в стране, которая с 91-года потеряла 20 миллионов русских и продолжает вымирать! 53% молодых людей желают уехать из России. Не потому, что они не любят Родину. Просто они не находят себя в родной стране. По сути, это приговор нынешней финансово-экономической политике.
Между тем, молодежь – это 37 миллионов человек. Так что проблемы молодежи касаются практически каждой семьи.
Я вам сейчас продемонстрирую один документ, а потом расскажу, как он отражается в нашем бюджете. Это доклад, подготовленный Всемирным банком в феврале 94-го года: «Образование для России в переходный период». Для того, чтобы торпедировать разрушительную политику, которую он навязывает России, мы подготовили свой блестящий документ «Образование для всех». Это закон, над которым трудились Жорес Алферов, Иван Мельников, Владимир Кашин, Олег Смолин, Нина Останина, Тамара Плетнева и другие талантливые люди. Его поддержала научная и образовательная общественность. И, тем не менее, партия власти помешала нам его провести.
Почему я показываю вам доклад Всемирного банка? Его готовили десять стран с не самой лучшей системой образования. К ним присоединилась наша «пятая колонна», которая решила ликвидировать классическую русско-советскую школу. Если вы откроете этот доклад, в котором примерно 80 страниц, то увидите: в первых его строках сказано, что коллективистское мышление не годится, и все должен регулировать рынок. А рынку нужен потребитель с большими зубами, но с плохими мозгами и руками.
Далее, по порядку. Не нужно профтехобразование. И его уничтожили. А сегодня не можем найти ни токаря, ни фрезеровщика.
Не нужны инженеры, а нужны бакалавры и магистры. И это реализовано.
Не нужно советское начальное образование. И его практически ликвидировали. Хотя учитель начальной школы – это вторая мама. В начальной школе закладывается фундамент того, каким будет гражданин. Если раньше букварь начинался с Пушкина, то сегодня из него почти вытравили всю классику.
И дальше поэтапно доходит до того, что не нужно и системное образование.
У нас классическая школа имела 19 базовых предметов. Но Фурсенко с Ливановым принесли Путину предложение, что базовых предметов должно остаться только четыре. Первый – физкультура. Раб должен быть здоровым и крепким. Второй – ОБЖ. Ты сам должен отбиваться сумкой от бандитов. Третий – иностранный язык. К слову сказать, еще Гитлер в свое время заявлял, что на оккупированных территориях русские должны уметь читать, писать, считать до ста и помнить, что столица рейха – Берлин. Ну, и четвертый – это история, которую напишет Кредер.
Я в ходе длинной и сложной беседы с президентом попросил объяснить, каким образом мы с такой уродливой образовательной системой будем формировать гражданина и патриота. Ведь он формируется прежде всего литературой, историей, культурой и обществоведением. За последние 200 лет четыре предмета породили все научные изобретения. Это математика, физика, химия и биология. Почему их нет в качестве базовых предметов в том перечне, который составили Фурсенко и Ливанов? В результате президент отверг их инициативу.
Но если вы откроете нынешний бюджет и посмотрите статью по расходам на образование, то увидите, что все та же «пятая колонна» снова наносит по нему разрушительный удар. У нас не произошло никаких подвижек с того момента, как появился доклад Всемирного банка. Как было 3,4% процента на образование, так, практически, и осталось.
Когда после нашей победы в Великой Отечественной войне допрашивали пленных фашистских генералов, один из них сказал, что главная роль в победе над Гитлером принадлежит уникальной советской школе и советскому учителю. Он подчеркнул: немцы не предполагали, что в Советском Союзе за десять лет будут подготовлены такие талантливые и храбрые командиры и солдаты. Кстати, еще Бисмарк сказал в свое время, что военные победы рождаются только в школах.
Наша великая советская страна накануне войны, в 41-м году, тратила на образование 8% бюджета. В 43-м, когда фашистов разбили на Орловско-Курской дуге, немедленно было принято решение создать суворовские, нахимовские и ремесленные училища. Всем воспитанникам бесплатно выдали учебники, форму, обеспечили питанием. И выпускники этих училищ стали достойными защитниками Родины, рабочими и тружениками.
В 45-м году расходы на образование составляли 9% бюджета. В 50-м, когда надо было свести на нет американское превосходство в ядерном оружии, расходы на образование составили 15%. То есть каждый шестой – седьмой рубль тратили на эти цели.
А каким образом вы сегодня, посадив образовательную сферу на голодный паек, будете выполнять установки президента о нашем прорыве в области высоких технологий? Ведь никакие установки с таким бюджетом реализовать невозможно!
Золотое правило выхода из кризиса заключается в том, что не должно быть никаких поборов с малоимущих и граждан, имеющих средние доходы. Но у нас народ как нищал, так и продолжает нищать. Как с него тянули многочисленные налоги и сборы, так и продолжают тянуть. Как росли цены на ЖКХ, так и продолжают расти. При этом жиреет только олигархия, которая в этом году умыкнула из страны в зарубежные банки и офшоры еще 7 триллионов рублей и продолжает ее грабить.
Что касается помощи малоимущим, то мы так и не смогли добиться принятия закона о «детях войны». В год юбилея Победы – это настоящий позор!
А как мы поддержим свои таланты, если у нас полтора миллиона молодых ученых сбежали за кордон и продолжают бежать? Хотя стране позарез нужны талантливые люди!
Что же является локомотивом выхода из кризиса? Такими локомотивами служат промышленность, строительство, село и образование. Сколько бились Кашин вместе с Харитоновым и Коломейцевым, чтобы обеспечить дополнительное финансирование села! Предложенную ими программу утвердили, Госсовет ее рассмотрел, мы обсудили ее у Мишустина. Но в итоге правительство не реализовало ни одного пункта из этой программы. Хотя село у нас дает плюс четыре процента роста. Вложите туда средства, и вы получите не 25 миллиардов долларов, а 45 миллиардов, о чем президент и сказал в своем послании. Кто вам не дает это сделать?
Чтобы осуществить технологический рывок, надо вкладывать средства в науку. Но к нам пришел Президент Академии наук Сергеев и рассказал, что на всю Академию средств выделено столько, сколько в Европе получает один университет средней руки.
Слава богу, Мишустин выполнил данное мне обязательство, и на электронную промышленность выделили дополнительно сто с небольшим миллиардов. Осталось их освоить.
Теперь о системе здравоохранения. Коронавирус мы обязательно одолеем. Но вакцину против него у нас некому запускать в серийное производство. Ведь мощностей нет, их угробили. При этом первичное звено системы здравоохранения так и не профинансировали. И на меня самое угнетающее впечатление произвел отчет министра здравоохранения президенту. Они обсуждали, где взять 3 тысячи машин, чтобы врачи могли ездить по вызовам. Да выясните, сколько у ваших чиновников машин на балансе, и отдайте из них 5% врачам! И добавьте им 20% за вредность. Этот вопрос решается за один час, если нормально управлять!
Что касается регионов, то они как сидели в долгах, как в шелках, так и продолжают сидеть. Суммарная задолженность региональных бюджетов уже составляет 2,5 триллиона рублей.
Если говорить о стабильности, то меня очень беспокоит, что нет нормального диалога между конструктивной оппозицией и властью. Нам не позволяют его вести. Наш депутат Юрий Синельщиков привел блестящие аргументы во время обсуждения закона о Госсовете. Ведь это на сегодня единственный орган, который может собраться и в оперативном порядке рассмотреть опасную ситуацию, складывающуюся в стране. Других инструментов принятия ответственных коллективных решений сегодня нет. Но вместо этого нас соберут раз в год, мы послушаем и разойдемся. Это ненормально!
Когда вам предлагают включить в состав Госсовета руководителей фракций, вы почему-то отказываетесь. Но что это за порядки такие? Никто из нас туда не рвется, но если вы собираете там лишь одних своих подчиненных – никогда не услышите правды. Потому что вы можете каждого из них наутро уволить. Еще раз повторю: это ненормально! Диалог должен быть полноценным, надо слушать и слышать друг друга.
Что касается удаленного обучения детей, я подготовлю записку, и вы увидите, что это решительный удар по детству, по семье, по образованию, по здоровью. Это совершенно недопустимо!
Если же мы хотим стабильности, то должны быть полноценные партии и нормальные выборы. Тогда с политическим процессом все будет в порядке.
В завершение, возвращаясь к бюджету, хочу повторить, что фракция КПРФ его поддерживать не будет!
Сайт ЦК КПРФ.