Наверное, многие стали замечать, что всё больше и больше зданий и учебных заведений обносят неприступными заборами, в том числе и школы. В последнем случае объясняют это реализацией самой главной задачи — антитеррористической.
МНЕ всё это огораживание заборами почему-то напоминает времена феодализма, когда всякие лорды, пэры, графы, принцы, короли и прочие им подобные также строили вокруг своих владений оборонительные укрепления, максимально отдаляясь от общества, соседей, в том числе и от простолюдинов, от «черни». Так что и ныне все эти заборы — лишь следствие политического устройства, государство пытается полностью переложить ответственность со своих плеч на плечи граждан и заодно негласно разделить людей на касты.
Но вернёмся к школе, которую также не обошли подобные современные веяния. Дело в том, что школа утратила ту главенствующую роль в жизни человека, которую она играла в совсем недавнем прошлом.
Если в Советском Союзе считалось, что при неуспеваемости ученика по какому бы то ни было предмету проблема не в нём, а в учителе, который не может найти подход к ребёнку, то в нынешней России всё совершенно иначе. Ответственность полностью переложена с учителя на родителей, и во всех неудачах ребёнка теперь виновато не государство, а непосредственно сам учащийся и его родители.
Школой должно заниматься государство. Но капиталистический строй определил, что каждый сам за себя. Каждый сам виноват во всех своих бедах и проблемах. Давно забыто высказывание Плутарха о том, что «ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Пусть теперь факел сам себя зажигает. Школа учащемуся ничего не должна.
Кстати, а где же они, родители? Почему не занимаются своим чадом? Да потому что многие из них вынуждены трудиться в двух-трёх местах, чтобы как-то обеспечить семью. У них не так много времени, чтобы разбирать с ребёнком не понятый им в школе урок или помогать сделать домашнее задание. Родители и без того выбиты из сил рутинной работой, которая, скорее всего, не приносит им удовлетворения. Они ходят на работу зарабатывать. Им и без того всё осточертело, а тут ещё ребёнок просит ему помочь. «А чего ж в школе тебе ничего не объясняют?» — спросит раздражённый родитель, в ответ на что увидит лишь испуганное личико и поднимающиеся вверх беспомощные плечи.
Так что заборы вокруг школ — это не решение проблемы, а борьба с последствиями. Капитализм, под какой бы оболочкой он ни скрывался, всё равно остаётся капитализмом. Российский оппозиционер Алексей Навальный, нынче бешено раскручиваемый на Западе нашими заклятыми «партнёрами», предлагает России тот же рынок, тот же капитализм. Но вот уже почти 30 лет мы плаваем в этом болоте, а жить почему-то лучше не стали.
«В рамках тех же самых отношений, в которых производится богатство, производится также и нищета», — сказал Карл Маркс. Также Маркс указал на диаметральную противоположность интересов наёмного труда и капитала, на увеличение пропасти между двумя основными классами буржуазного общества — пролетариатом и буржуазией. По мере роста общественных богатств и производительности труда пролетариат, подчеркнул Маркс, куёт себе только «золотые цепи, на которых буржуазия тащит его за собой».
Здорово сказано, правда?
Газета «Правда».