21 декабря ряд средств массовой информации опубликовали заметки о дефиците лекарственных препаратов, возникшем на фоне распространения пандемии COVID-19. Так, соответствующая тема затрагивается Всероссийским союзом пациентов (ВСП), направившим от имени двадцати пациентских объединений письмо главе государства, в правительство, в Минпромторг и в Министерство здравоохранения.
На протяжении последних месяцев в России наблюдается нехватка 42 препаратов. В частности, речь идёт о медикаментах, необходимых для лечения коронавируса. Впрочем, зафиксированы перебои с обеспечение населения лекарствами от других хронических заболеваний. Так, в списке дефицитных препаратов оказались жизненно важные для лечения людей, страдающих онкологическими заболеваниями, для оказания помощи пациентам с муковисцидозом, первичным иммунодефицитом и с рассеянным склерозом. Одновременно заметим, что 14 из 42 дефицитных лекарственных средств используются для лечения людей, страдающих системной красной волчанкой, ревматоидным артритом и других ревматических заболеваний.
Журналисты подчёркивают, что в 12 субъектах Российской Федерации под конец года начали наблюдаться проблемы с препаратом натализумаб. В целом ряде городов он исчез из продажи ещё в ноябре. А в текущем месяце обнаружилась нехватка упомянутого лекарственного средства в дополнительных 10 регионах нашей страны. По мнению экспертов, высока вероятность того, что в январе-феврале наступающего года препарат может оказаться в дефиците в половине субъектов РФ.
По словам учёных, на протяжении последних двух лет начал наблюдаться резкий рост дефицита препаратов для лечения онкобольных детей. Так, детский гематолог, член-корреспондент РАН, профессор Алексей Масчан констатировал, что ещё в сентябре 2019 года впервые рассматривалась данная проблема. После этого было закуплено 1,5 тысяч флаконов аспарагиназы. Но в ближайшее время, по словам Масчана, эта партия закончится. И тогда вновь встанет во весь рост проблема дефицита препарата. Также он заявил, что нехватка иных жизненно важных лекарств вроде цитарабина и винкристина сохраняется до сих пор.
В то же время невозможно пройти мимо низкого качества имевшихся в России лекарственных препаратов. По словам специалистов, многие из них существуют в виде сомнительных и непроверенного качества дженериков. Остаются непонятными пути их попадания в оборот. Часть официально зарегистрированных препаратов отсутствуют на рынке.
Всё это, несомненно, прямое следствие проводившихся в течение последних тридцати лет под присмотром западного «глобализма» «рыночных преобразований», обрушивших производственную мощь нашей страны. Масштабная либерализация экономики и её приватизация, утрата государственного контроля над качеством выпускаемой лекарственной (и не только) продукции, конечно же, сделали своё чёрное дело. Только вот совершенно непонятно, на каком основании за учинённый предателями и грабителями нашей Родины погром, пафосно именуемые «реформами», должен расплачиваться простой народ?!
Впрочем, со стороны вышеупомянутого Всероссийского союза пациентов, представителей научных и экспертных кругов всё же поступают предложения, направленные на решение упомянутой проблемы. Так, выдвигается идея увеличения финансирования лекарственного обеспечения, повышения объёмов производства российских препаратов и субстанций. Кроме того, содержатся рекомендации изменения механизма государственного регулирования предельных отпускных цен на жизненно важные медикаменты с учётом увеличения мировых цен. Также раздаются призывы к упрощению схемы продления регистрации для лекарственных препаратов, ранее прошедших регистрацию.
Несомненно, воплощение в жизнь вышеперечисленных рекомендация могло бы привести к позитивным изменениям. В то же время не следует ограничиваться полумерами. Так, содержится предложение об увеличении финансирования фармацевтики, об увеличении выпуска производимой ею продукции. Но разве можно рассчитывать на достижение данной цели в условиях, когда на рынке правят бал либо иностранные фирмы, либо компании, располагающие тесными связями с представителями власти и стремящиеся отмыть капиталы, наворованные в момент криминальной приватизации, а также в период игнорирования законодательно установленных процедур по доступа к государственным закупкам? В целом решить проблему можно было бы за счёт создания реальной государственной корпорации в фармацевтической отрасли, воссоздания основ Советского народовластия. Только тогда удалось бы поставить ключевые ресурсы на службу общественным интересам. Но нынешняя правящая группировка не пойдёт на осуществление подобных мер. Ожидать от буржуазии проведения назревших социалистических преобразований — всё равно, что рассчитывать на борьбу пчёл против мёда. Тем не менее, вышеперечисленные предложения, выдвинутые НКО, тоже не воплощаются в жизнь. Ведь ответы на официальные запросы подобных организаций либо не получены, либо в них сообщалось об отсутствии проблемы. Де-факто верхи демонстрируют своё равнодушие к потребностям нашего народа. Поэтому только сплочение людей труда, активизация борьбы за смену модели развития спасёт ситуацию.
По материалам СМИ.