Россию нужно возрождать на основе русской идеи, советского патриотизма и подлинной модернизации экономики.
23 декабря состоялось заседание обновленного Госсовета совместно с Советом при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. На нем обсудили стратегию развития страны до 2030 года.
Напомним, 21 декабря Владимир Путин подписал указы о составе и структуре Госсовета, который после реформы Основного закона превратился из консультативного в «конституционный государственный орган».
Большинство членов Госсовета вошли в него по должности: это премьер Михаил Мишустин, глава Администрации Президента РФ Антон Вайно, спикеры обеих палат парламента Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, а также главы всех регионов. Кроме того, согласно указу Путина, членами Госсовета стали лидеры четырех думских фракций Сергей Неверов («Единая Россия»), Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Сергей Миронов («Справедливая Россия»), два представителя местного самоуправления — глава Саткинского района Челябинской области Александр Глазков и глава Евпатории Олеся Харитоненко, а также председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
В Госсовете отныне 18 профильных комиссий во главе с губернаторами, которые смогут влиять на исполнение «национальных целей». Еще две комиссии возглавят Антон Вайно и его первый заместитель Сергей Кириенко: первый будет отвечать за «единство публичной власти», второй — за оценку эффективности региональных правительств.
Позволит ли Госсовет эффективно решить проблемы, стоящие перед Россией?
— Я настаивал, чтобы на первом заседании мы рассмотрели главные проблемы, — отмечает лидер КПРФ Геннадий Зюганов. — Прежде всего, национальные проекты — образование, здравоохранение, науку — и все, что связано с поддержкой отечественного производства. Президент внес вопрос о национальных целях и стратегии развития РФ — мы считаем, это абсолютно правильно.
Соответствующий указ был принят еще 7 мая 2018 года — в него вошли 12 программ развития (позже к ним добавилась еще одна), которые отражали главные цели: приумножение человеческого капитала, создание комфортной среды, экономическое развитие России. В этих программах проблемы здравоохранения, образования и демографии были вынесены на первый план. А в разделе, связанном с экономикой, на первое место поставлена наука.
Это был правильный подход, и в 2018-м я полагал, что нам удастся сконцентрировать ресурсы на развитии именно этих направлений.
Но на деле вышло иначе: либеральное крыло во главе с Силуановым и Кудриным — наследниками политики Гайдара и Чубайса — сделало все, чтобы эти сферы не получили должного развития.
В результате сегодня, прикрываясь коронавирусом, страна продолжает вымирать ударными темпами. Демографические потери в текущем году составят 350 тысяч человек. Одновременно с этим разрушается классическая русско-советская школа. Мало того, детей и студентов отправили на удаленку, чего нет ни в одной другой стране.
Мы намерены жестко поставить эти вопросы на Госсовете. Надо понимать: ситуация будет только обостряться, и если мы не направим главные ресурсы на решение первоочередных национальных целей, то не только не войдем в пятерку крупнейших экономик мира, но с нынешнего 12-го места скатимся на 15-е.
«СП»: — Почему вы считаете, что ситуация для России будет усугубляться?
— Прежде всего, к власти в США пришел неоглобалист Джо Байден. Другой момент связан с пандемией коронавируса. Неслучайно генсек ООН Антониу Гутерреш, выступая на форуме Нобелевской премии, предупредил: страны мира могут столкнуться с сильнейшим за 80 лет экономическим спадом. По его мнению, социальное неравенство и несправедливое устройство общества только усугубят экономические последствия пандемии.
Страны Запада не в состоянии противостоять вирусу и спасаются поодиночке — мы видим это и на примере США, и на примере стран Евросоюза. При этом уникальный опыт борьбы с эпидемиями, который в прошлом имела Советская страна, а сегодня развивают Китай и Вьетнам, остается невостребованным в мировом масштабе.
Россия также проигрывает коронавирусу — поэтому сегодня исключительно важно принимать соответствующие меры.
«СП»: — Что предлагает в такой ситуации КПРФ?
— Направить бюджетные средства на три главные сферы. Уровень финансирования здравоохранения нужно довести хотя бы до 7% расходной части бюджета. То же касается образования. Наконец, чтобы развивать науку, необходимо тратить на нее не меньше 1,5% расходной части бюджета, тогда как у нас финансирование крутится возле 1%. Мы, коммунисты, будем последовательно эту линию отстаивать.
Вместе с тем — хочу подчеркнуть особо — под здание государственности и путинской стабильности подложено несколько крупных мин. Если их не обезвредить, они последовательно будут взрываться и разрушать Россию.
Только что под руководством Силуанова внесена программа дальнейшей приватизации госсобственности, которая написана под диктовку МВФ. В план распродажи включены «Роснефть», «Русгидро», «Совкомфлот», «Массандра», а также многочисленные МУПы и ГУПы. На мой взгляд, это означает продолжение воровской и унизительной приватизации по Чубайсу.
В Стране Советов, напомню, действовали иначе. 22 декабря исполнилось 100 лет, как на VIII Всероссийском съезде Советов, с подачи Владимира Ленина, был принят план ГОЭЛРО — единый государственный план развития народного хозяйства страны до 1935 года на основе электрификации. План предусматривал строительство 30 мощных районных электростанций, объединение их в крупные энергетические системы, сооружение сети высоковольтных ЛЭП, а также электрификацию магистралей и ключевых объектов промышленности.
Показательно, что на момент создания плана ГОЭЛРО еще не завершилась Гражданская война и экономика лежала в разрухе. Писатель-фантаст Герберт Уэллс, который в октябре 1920 года побывал у Ленина в Кремле, выслушав рассказ главы советского правительства о плане электрификации, скептически назвал его «кремлевским мечтателем». 14 лет спустя Уэллс вернулся в Москву уже для беседы со Сталиным и ахнул: Россия не только выполнила план ГОЭЛРО, но и занялась индустриализацией и культурной революцией. Все это обеспечила эффективнейшая энергосистема страны.
И вот Чубайс под руководством цэрэушников разделил эту энергосистему на 300 кусков, часть из которых отдал иностранцам. Он обещал, что деньги потекут рекой, что система будет полностью модернизирована, а тарифы снижены. Но в итоге за 25 лет модернизировали всего 16% энергосистемы. Все остальное — это задел великой советской эпохи, и его технический ресурс практически исчерпан. Такая ситуация грозит самыми серьезными техногенными катастрофами.
Если мы не обезвредим эти мины, главной из которых является дальнейшая приватизация, развитие страны, я считаю, станет невозможным.
Ведь сейчас кабмин замахнулся, помимо прочего, на МУПы и ГУПы. Ситуацию хорошо описал мэр Новосибирска, коммунист Анатолий Локоть. По его словам, если бы он отдал на разворовывание и приватизацию «Водоканал», в Новосибирске невозможно было бы пить воду из-под крана — а сейчас водопроводная вода в городе чистейшая. Локоть не приватизировал городские аптеки, и поэтому у него цены на медикаменты не взлетают до небес, и нет дефицита простейших лекарств. Он не пошел на приватизацию транспорта, в том числе метро — и сегодня новосибирское метро рентабельно.
В целом от госсобственности Россия получает более 1 трлн рублей дивидендов ежегодно. Но наши нувориши под крики о коронавирусе и неэффективности госуправления намерены и оставшуюся госсобственность прибрать к рукам. Это, я считаю, ведет к разрушению экономики страны.
Такая обстановка усиливает раскол в обществе — это еще одна мина. Нищета и рост цен усугубляют демографическую ситуацию — этого не видит только компрадорская элита, которая плевала на страну.
Поэтому мы приняли заявление против очередного этапа преступной приватизации. Я хочу, чтобы Государственный совет нас услышал и принял исчерпывающие решения. Нам, я считаю, нужно возрождать страну — на основе русской идеи, советского патриотизма и подлинной модернизации экономики на самом современном уровне.
«Свободная Пресса». Андрей Полунин.