Горит почва под ногами «единороссов». Только этим можно объяснить спешку, с какой принимается в конце года куча законопроектов, которые у большинства нормальных людей могут вызвать лишь недоумение. Но «медведи» торопятся все законодательные дырочки законопатить, чтобы в будущем выборном году обезопасить себя от любых неприятных сюрпризов. Вот как отработала нижняя палата парламента 22 декабря.
ПРОЗАСЕДАВ почти 8 часов без передышки, думцы рассмотрели 66 вопросов. Причём некоторые законопроекты первого чтения достойны стать рекордсменами по скорости принятия, а их автор г-н Вяткин из «Единой России», бесспорно, вправе претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса как плодовитейший законотворец.
На минувшей неделе этот деятель внёс аж три законопроекта, редактирующих Уголовный кодекс. Тут вам статьи и за хулиганство с насилием или его угрозой, и за повреждение транспортных средств или путей сообщения, а также умышленное блокирование транспортных коммуникаций и объектов транспортной инфраструктуры, и за клевету, распространённую в интернете. Под уголовную волну могут попасть и участники митингов, и те граждане, что, общаясь в соцсетях, выплёскивают своё возмущение творящимся произволом.
Вяткин озаботился дисбалансом мелкого хулиганства и немелкого. Если за первое привлекается ежегодно до 200 тысяч человек, то за второе лишь полтысячи. Чтобы устранить этот перекос, «единоросс» предложил сгрести под 213-ю статью УК РФ хулиганов, использующих оружие или заменяющие его предметы, и безоружных, а также тех, кто объединился с такими же хулиганами спонтанно, без предварительного сговора.
В своём отзыве на законопроект Верховный суд указал на отсутствие мотивированного обоснования необходимости принятия таких изменений. Правительство тоже отписало свои замечания: законопроект, мол, не учитывает уже содержащиеся в УК РФ нормы и устанавливает одинаковую ответственность за совершенно неравнозначные деяния.
Несмотря на все очевидные огрехи законопроекта, «единороссы» поспешили одобрить его в первом чтении, ограничив время внесения поправок. Когда завершилось голосование по законопроекту в первом чтении, оказалось, что на поправки осталось три минуты (!).Такой же процедурный фокус, не оставляющий другим депутатам времени на раздумье, парламентское большинство проделало и с законопроектами о транспортных злоумышленниках и интернет-клеветниках. Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев расценил это как «немотивированное хамство».
Законопроект о транспортных злоумышленниках предусматривает уголовную ответственность за блокирование объектов транспортной инфраструктуры. Из этого следует, что не только любое протестное перекрытие дороги, но даже сход граждан во дворе дома, создающий препятствие для движения транспорта или пешеходов, отныне будет считаться уголовно наказуемым деянием.
Как правило, законы подсказываются самой жизнью, заметила Ольга Алимова, попросив Дмитрия Вяткина привести конкретные факты, которые навели его на мысль о целесообразности этих новаций. Но докладчик дал понять, что законодатель здесь действует на упреждение: «Мы пробел восполняем, а не на злобу дня пишем».
Однако всем понятно, что эти инициативы родились не на пустом месте. Им, в частности, предшествовали события в Хабаровске, которые всерьёз обеспокоили власть, заставив экстренно взяться за правку уголовного законодательства, чтобы в будущем гражданам было неповадно протестовать.
Статья УК РФ о клевете также изрядно разбухла от новаций. «Единая Россия» приготовила народу кляп, чтоб он и рта не раскрывал. Клеветой теперь будет признаваться недостоверная информация не только по поводу конкретных граждан, но и в отношении неопределённого круга лиц.
Выскажется человек в сердцах на своей страничке в соцсети о «партии жуликов и воров», а его тут же под белые ручки: «Не все же, дескать, у нас в партии такие, а ты, мил человек, бросаешь тень на неопределённый круг лиц, и посему пожалуй в кутузку».
Ольга Алимова предположила, что, видимо, следующим законом будет закон об ускоренном строительстве тюрем, обещающих стать самым доходным местом.
Автор Татьяна ОФИЦЕРОВА.
Газета «Правда».