RSS     Владивосток 22.12.2024 03:17       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


Импортом замещенные

…благодаря поддержке государства в рамках реализации основной программы субсидирования сельскохозяйственной техники (программа 1432) все же удалось просубсидировать закупки 1,9 тыс. тракторов.

Это ж надо! 1900 тракторов удалось просубсидировать в 2019 году! От такого количества техники и заботе наших властных структур о крестьянстве может и голова пойти кругом! Но у тех, кто работает на земле, эйфории от этого никакой не будет. А вот…

Последнее время по телевидению и в близких к власти печатных СМИ часто можно видеть, слышать и читать о том, что Россия в настоящее время является уголком спокойствия и процветания. Особенно много лестных слов говорится в адрес сельского хозяйства. Не забывает об этом напомнить россиянам и руководство страны. Как же, Россия наконец-то стала, как и при царизме, экспортером зерна, да еще и в больших количествах. 

О том, почему у нас появилась такая возможность, можно узнать из материалов газет левого толка и откликах на них. Я же, пользуясь случаем, напомню еще раз. Мы продаем зерно, потому что у себя кормить некого. В России скот фактически уничтожен. 
К 2020 г. от 153-миллионного стада (было в 1985 г.) в РФ осталось всего 65,0 млн голов (все категории хозяйств). А 65,0 млн голов – это не поголовье для такой огромной страны. Вот и продаем зерно. 
Однако в предлагаемом вашему вниманию материале я хочу рассказать не о животноводстве и заброшенных полях, об этом было рассказано в материале «По лекалам падения», «СР», 10 декабря, №138. В этом материале я более подробно познакомлю вас с положением дел в российском сельхозмашиностроении. 

Начиная с трехколесной коляски-самокатки, изготовленной Иваном Петровичем Кулибиным еще в 1791 году, движителя Дмитрия Андреевича Загряжского (1837 г.), «вагона с бесконечными рельсами…» Федора Абрамовича Блинова (1879 г.), двигателя внутреннего сгорания, работавшего на тяжелом топливе, который сконструировал ученик Ф.А. Блинова Яков Васильевич Мамин в 1903 г., и его же первого трактора «Русский трактор 2», прошло много лет.
Незадолго до Первой мировой войны к выпуску тракторов в России приступили, наряду с Балаковским заводом, в Ростове-на-Дону, Кичкассе, Барвенкове, Харькове, Коломне, Брянске и еще в некоторых городах. Всего было выпущено 165 единиц. По-настоящему же развитие тракторостроения началось только при советской власти. 

…В марте 1919 г., в самый разгар Гражданской войны, В.И. Ленин утверждал: «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (трактористами), то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию».
19 октября 1920 г. В.И. Ленин пишет записку наркому: 

«Т. Середа! Прошу вас дать мне ваш отзыв. Необходимо в самом срочном порядке подготовить план тракторной кампании:
1. Закупать за границей.
2. Производить в России.
3. Техники-рабочие и т.д.».

В 1923 г. для производства тракторов было привлечено несколько машиностроительных заводов: Путиловский, «Возрождение» в Марксштадте, «Кр. Прогресс», «Запорожье» – колесные, Харьковский паровозостроительный, Коломенский, Обуховский и Брянский – гусеничные. Однако руководству страны со временем стало ясно, что для производства данной техники нужны другие организационные подходы и решения.

19 апреля 1925 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) председатель ВСНХ Ф. Дзержинский выступил с предложением построить специализированный тракторный завод.

11 ноября 1925 г. выходит постановление ВСНХ о закладке завода в Сталинграде.

17 июня 1930 г. был выпущен 1-й трактор СТЗ. В июле 1931 г. на площадку готовности было поставлено уже 1164 трактора, в августе – 1865 единиц, сентябре – 2151 трактор.

В 1930 г. один Сталинградский завод выпустил 1006 тракторов. В 1931 г. СТЗ и ХТЗ (Харьковский) – 19 758 тракторов. В 1932 г. этими двумя заводами выпущено уже 44 482 трактора. 

1 июня 1933 г. на построенном в чистом поле, вдали от магистралей, Челябинском тракторном заводе был выпущен первый трактор «Сталинец-60» (С-60). А некоторое время спустя из цеха сборки вышел более экономичный С-65, который уже в 1938 г. на международной выставке в Париже завоевал высшую награду – «Гран-при». «Гран-при» получил в 1938 г. и трактор «СХТЗ–НАТИ» Сталинградского тракторного завода. 

В сельское хозяйство поступала техника, которую с большим желанием осваивали молодые строители новой жизни. И видимо, не случайно в те легендарные и великие годы появилась песня «Прокати нас, Петруша, на тракторе…».

Параллельно со строительством заводов и выпуском тракторов в СССР в те годы был налажен и выпуск почвообрабатывающей и зерноуборочной техники – комбайнов, по выпуску которых СССР в 1937 г. занял первое место в мире (было выпущено 44 тыс.), тогда как в США осилили всего 29 000. 

До войны в СССР было создано более 7000 МТС (машинно-тракторных станций), на полях работало 523 000 тракторов и 182 000 зерноуборочных комбайнов.

Строительство заводов по выпуску сельхозмашин и тракторов не прекращалось и в Великую Отечественную войну. 

В 1942 году в г. Рубцовске началось строительство Алтайского тракторного завода, на котором использовалось оборудование, вывезенное с ХТЗ. В 1943 г. было принято постановление о восстановлении СТЗ и ХТЗ, а в городах Липецке и Владимире приступили к сооружению новых заводов. И это в самый разгар войны! 

Преодолевая трудности военного времени, руководители страны думали о будущем. Их дальновидность и желание сделать труд на селе более производительным не прошли даром. Уже к 1962 г. СССР значительно превзошел уровень производства сельскохозяйственных машин в США. И не только уровень производства. Наши тракторы семидесятых годов прошлого века высоко ценились зарубежными специалистами-сельхозниками. 

На испытаниях в США в 1979 г. советский трактор Харьковского тракторного завода Т-150К был признан лучшим в своем классе, доказав, что наши тракторы не хуже иностранных. И не случайно поэтому их покупали десятками тысяч, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.

В 1985 г. заводами было выпущено 261 000 тракторов, из которых более 140 тысяч предназначались для сельского хозяйства, что давало возможность заменить около 10% имеющегося в то время в РСФСР тракторного парка. На 1000 гектаров пашни в тот год приходилось 10 тракторов. К 1990 г. этот показатель повысился до 11 единиц, что соответствовало 91 гектару нагрузки на один трактор. 

На зерновой комбайн приходилось в тот год по 143 гектара посева зерновых культур (на 1000 га – 7 ед.), которые при хорошей погоде техникой той поры можно было убрать за 10–15 дней, а желательно было максимум за 5–8, как это делалось в более технически оснащенных странах. И сельхозмашиностроители к этому стремились.

Всем известно, что большая нагрузка на трактор или зерноуборочный комбайн ведет к затягиванию сроков проведения работ и, как следствие, к потере урожая. Я сам работал председателем колхоза и не понаслышке знаю, чем оборачивается нехватка в хозяйстве той или иной техники, особенно в неблагоприятную для сельского хозяйства погоду. 

Восьмидесятые годы явились, как показало время, пиком развития нашего тракторостроения. Насильственный перевод устоявшегося народного хозяйства страны на капиталистический лад разрушил всё и вся.

В интернете я наткнулся однажды на весьма любопытное заключение, оправдывающее неспособность пришедших к власти на всех уровнях людей («умелых собственников») руководить народным хозяйством: 

«Тракторные заводы советского периода были слишком громоздкими и неповоротливыми, потому они и не вписались в капиталистические порядки и возможности». Точно так объясняют и в Харькове. ХТЗ находится точно в таком же положении, как и наши тракторостроители.

А вот Минский тракторный вписался и выпускает последние годы в пределах 40 тысяч единиц. Хотя это и меньше 1987 г. (100 000) в 2,5 раза, но не в 70 же с лишним раз!

Да не заводы наши оказались неповоротливыми, а мозги пришедших к власти людей оказались неспособными здраво мыслить. Неужели было непонятно, что после развала колхозов и совхозов и передачи земли в частные руки (по 4–5 гектаров) новоявленным микроземлевладельцам мощная техника будет недоступна из-за ценовых «ножниц». И хотя «землевладельцы» тут же были вовлечены во всевозможные АО, ООО и СПК (сельскохозяйственные производственные кооперативы), селяне и под их «флагами» не вышли на столбовую дорогу. А по-другому и не могло быть. 
Для примера я воспроизведу часть текста из своей статьи, помещенной в газете «Крестьянская Россия» в 2000 году.
«Для того чтобы купить, к примеру, трактор К-700, нам надо продать (отдать за него) 650–700 т зерна, Т-150 – 250–300 т, ДТ-75 – 150–200 т, ЮМЗ – 130–150 т, ЗИЛ – 100–110 т, ГАЗ – 70–80 тонн. За зерновую сеялку надо отдать 70 тонн и т.д. А цена одной тонны озимой пшеницы стоит всего 1,0–1,5 тысячи рублей. Молоко можно продать по 3,5 тыс. рублей за тонну, сахар по 6 тысяч рублей». 

А в последние годы советской власти один гусеничный трактор марки ДТ можно было купить за 2,5 тысячи руб., зерноуборочный комбайн «Нива» оценивался в 3,0–3,5 тысячи руб., а почвообрабатывающий инвентарь стоил вообще копейки. Тонна пивоваренного ячменя в ту пору «уходила» за 128 рублей, а тонна озимой пшеницы за 108.
Вот такие-то выпекались пироги с капиталистической начинкой после развала СССР.

Дальновиднее наших кормчих оказались их советники из-за рубежа со своими наставниками. Там всё просчитали и знали, что после лоскутирования земли и громадного несоответствия цен наше сельхозмашиностроение, выражаясь сельским языком, холызнет, после чего весь рынок сельхозтехники окажется в руках иностранных ее производителей. Так оно и вышло. Нет у нас больше высокоразвитого сельскохозяйственного машиностроения. Сейчас наше тракторостроение напоминает…

А зачем гадать и сравнивать. Лучше я вам представлю цифровой материал, а там вы и сами разберетесь, что мы имеем ныне вместо мощной сельскохозяйственной промышленности. 

Ввиду того, что наши сельхозмашиностроители уже не в состоянии обеспечить собственных селян нужной им техникой, мы вынуждены покупать ее за рубежом, как это делала еще сто лет назад царская Россия. До 1917 г. было закуплено порядка 1500 тракторов, тогда как сами ухитрились выпустить всего 165. 

Нынешняя Россия оказалась побогаче царской и сумела закупить в 2019 г. (данные сервиса SeaNews TCBT) у иностранных производителей 90 тысяч тракторов! 90 000! На закупку было потрачено 1,3 млрд долларов! Хотя в 1980–1990 гг. мы сами продавали по 40–50 тысяч единиц ежегодно. Советские тракторы продавались не только в странах СЭВ, их покупали США, Франция, Италия, Канада и другие.
И как я ранее упоминал, в 1985 г. тракторными заводами РСФСР было выпущено 261 тыс. тракторов, из которых более 140 тыс. предназначалось для сельского хозяйства. 

В 2019 г. удалось произвести всего 6,9 тыс. тракторов, в том числе изготовлено тракторов сельскохозяйственного назначения 5,8 тыс. ед. и промышленных тракторов – 1,1 тыс. ед. 

Но самым унизительным является то, что из 6,9 тыс. тракторов, произведенных в России за январь-декабрь 2019 г., доля отечественных марок тракторов для сельского хозяйства составила 51,1%, или всего 3,5 тыс. единиц. 

И 48,9% изготовлено из узлов и агрегатов иностранного производства. МТЗ – 16,9%, ХТЗ – 4,6%, из комплектов марок, фирм (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xserion) – 17,4%.

Производство зерноуборочных комбайнов в 2019 г. составило всего 5000 единиц, тогда как в 1985 г. их было выпущено 112 000. Уменьшение в 22,4 раза. Выпуск кормоуборочных комбайнов в 2019 г. вообще исчисляется единицами. Ухитрились собрать всего 709 штук, а в 1985 г. выпустили 7600. А чего с этими комбайнами возиться? Скота почти нет. Кому корма заготавливать?

Дожились. Практически прекратить выпуск собственного производства тракторов и комбайнов! Вы только посмотрите, какой путь пришлось пройти отечественному тракторостроению за годы взросления этой отрасли, прежде чем страной был достигнут высокий уровень производства и качества. 

Тракторы конструкции Блинова и Мамина. 1879, 1888 и 1911 гг.
Тракторы «Карлик» и «Гном».
Тракторы «Запорожец», «Коломенец-1» и «Фордзон-Путиловец».
Тракторы Г-50, Г-75, З-90.
Тракторы «Универсал».
Тракторы  С-60 и С-65.
Тракторы КД-35 и КДП-35.
Тракторы ХТЗ-7, ДТ-14 и ДТ-20.
Самоходные шасси ДСШ-14 и Т-16.
Хлопководческие тракторы Т-28.
Универсально-пропашные ­МТЗ-2, МТЗ-5, ДТ-24,Т-40, МТЗ-50, Т-25, ЮМЗ.
Пахотные тракторы Т-74 Т-75, Т-4, Т-4А, К-700.
По Сталинградскому тракторному заводу (советский период) даю отдельно.
СТЗ-1 (колесный, 1930 г.).
СХТЗ 15/30 (колесный, 1930 г).
СТЗ-3 (гусеничный 1937 г.).
СХТЗ-НАТИ (гусеничный, 1937).
ДТ-54 (гусеничный, 1949).
ДТ-75 (гусеничный, 1963).
ДТ-175 (гусеничный, 1986).

Наши отцы и деды смогли пережить все тяготы и трудности первой половины XX века, в неимоверно трудных условиях создали высокоразвитое народное хозяйство, а новоявленные хозяева всё развалили, разбазарили и отвезли на базы вторчермета. 

Вот к чему привела передача заводов в руки «умелых собственников». Полный развал отрасли и переход на обеспечение сельского хозяйства заграничной техникой. 

Не радует ныне селянина и положение дел на площадках по производству почвообрабатывающей и посевной техники. Если в 1985 г. плугов тракторных было изготовлено 66 200 ед., то в 2019  г. осилили всего 17 278. И это на всю российскую пахоть! 

Кто-нибудь в Минсельхозе или в правительстве подсчитывал, сколько надо плугов, чтобы вспахать еще не заброшенные пахотные земли и те поля, которые заросли уже многолетними травами и кустарниками, а кое-где появился и строительный лес? Наверное, такой арифметикой не занимался никто. 

Более чем в 6,6 раза в 2019 г., по сравнению с 1985 г., уменьшился и выпуск тракторных сеялок (10 111 ед. и 65 900). Почти в 20 раз, со 188 000 до 9008 единиц, сократилось и производство тракторных культиваторов. 

И что же осталось в остатке? По моим расчетам выходит так, что селяне сегодня имеют  в пределах 350–400 тыс. ед. тракторов различных марок и сроков эксплуатации. Хотя в интернете и некоторых публикациях в периодической печати можно найти и 260, и 300 тысяч. 

Указанное мною количество тракторов сложилось из расчета, что на 1000 гектаров пашни в России в 2018 г. приходилось 3 трактора, а пахотными землями, согласно последним данным, считаются 116,2 млн гектаров, вместо 134,2 миллиона в 1985 г. (132,3–1990 г.).
Однако из 116,2 млн засеваются всего 79 млн гектаров. И справедливо было бы считать обрабатываемой землей как раз эти гектары, а не числящиеся в графе «Пашня», потому как к ней могут относиться и поля, находящиеся в многолетней залежи, а проще заросшие российскими бурьянами и кустарниками.

Из названных мною имеющихся тракторов значительная часть машин является давнишними «пенсионерами», которые требуют постоянного дорогостоящего ремонта, а проще, эту технику давно уже надо было списать и свезти на базы вторчермета. В советское время это можно было сделать за пару-тройку лет. Теперь же, учитывая способности собственного сельхозмашиностроения, для этого потребуется очень даже много времени. Хотя-а… Заграница нам поможет… опустошить финансовую кубышку. Если чуть-чуть поднатужиться, то всю технику можно будет обновить за каких-то пять лет. 

Но тут возникает один довольно каверзный вопрос. А что если закордонники возьмут, да и откажут нам в продаже техники и запчастей к ней, придумав для этого очередную санкцию? 
На лошадях, волах и коровах пахать теперь не получится – их сейчас в селах почти нет. Неужели селянам придется вновь брать в руки лопаты? 

А ведь по импортозамещению еще в 2012 г. громогласно обещали уменьшить зависимость от всего закордонного. Но вновь сбылись слова В. Черномырдина «хотели ж как лучше…»

Источники: Статистические сборники «Народное хозяйство РСФСР в 1985 году» и «Российский статистический ежегодник 2019 г.». Интернет и периодические издания.

Сергей СЕРЫХ.

Газета «Советская Россия».

27 Декабря 2020

Поделиться:

Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design