В ближайшее время в России могут сильно вырасти цены на автозаправках. Рост оптовых цен на бензин уже начался: только за декабрь и первую половину января оптовые цены на АИ-92 и АИ-95 поднялись на 8%. Подорожание топлива ударит по кошельку практически каждого жителя страны и будет мешать выходу экономики из кризиса, считает заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин.
По стране давно ходит горькая шутка: в России три причины роста цен на топливо – нефть дорожает, нефть дешевеет и нефть давно не менялась в цене. При капитализме цены на бензин и солярку в России растут почти всегда, невзирая на динамику цен на нефть. Вот яркий пример. С июня 2014 года по январь 2016-го мировые нефтяные цены рухнули в 3,6 раза – со 111 до 31 доллара за баррель, но бензин в России за этот период все равно подорожал. Если в начале июля 2014-го литр АИ-92 стоил в среднем по стране 31 рубль, то в январе 2016-го – около 34 рублей.
Есть все основания полагать, что в ряде случаев цены на бензин искусственно толкаются вверх разными хитрыми способами. Так осенью 2012 года почему-то одновременно ушли на «плановый» ремонт несколько крупных нефтеперегонных заводов, и на фоне возникшего дефицита цены на бензин и солярку сразу взлетели в среднем на полтора рубля за литр.
А действия экономического блока правительства таковы, что в них можно усмотреть лишь последовательную защиту интересов нефтяных олигархов. Например, весной 2020 года на фоне эпидемических локдаунов по всему миру цена на нефть марки Brent упала до 26 долларов за баррель. Бензин в очень многих странах мира стал дешевле, чем в России, появилась возможность ввоза в страну дешевого бензина. В ответ российское правительство… запретило импорт топлива в страну. Этот запрет действовал до 1 октября.
С 2019 года в России функционирует так называемый демпферный механизм. Суть его, в общем, в следующем: если за рубежом цены на бензин высокие, российский бюджет выплачивает отечественным нефтяным компаниям часть прибыли, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. Порок этого механизма в том, что ни у нефтяников, ни у государства нет вообще никакого стимула снижать или сдерживать цены на бензин. Наоборот – именно высокие цены гарантируют прибыли нефтяным капиталистам и доходы бюджета. Но все это за счет потребителя, за счет граждан. А также за счет удушения высокими ценами на топливо экономической активности в других секторах экономики.
В рамках демпферного механизма цены на бензин внутри страны фактически связаны с экспортными. Но, если посмотреть на статистику, то мы увидим, что доля российского бензина, уходящего на экспорт, составляет всего лишь около 10%. Получается, что эти 10% командуют ценой на всем рынке. Нелепо? Да. Но это в интересах нефтяных монополий.
Рост оптовых цен на бензин в последние недели не имеет внятных экономических обоснований. Экономика страны – в кризисе, соответственно, никакого ажиотажного спроса на топлива нет и быть не может. Издержки нефтяных компаний также серьезно вырасти не могли. Официальная оценка инфляции за весь 2020 год – 4,9%. Так с чего же оптовые цены на топливо всего за несколько недель должны подняться на 8%? Причина, на самом деле, лежит вне России. В последнее время поднялись цены на бензин в Западной Европе. По оценке эксперта Vygon Consulting Евгения Тыртова, с начала 2021 года европейские цены на бензин выросли в сравнении со средними декабрьскими значениями почти на 15%, а на дизтопливо – на 9%. Кроме того, из-за налогового «маневра» в России с января снизилась экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты. Все это делает экспорт ГСМ очень привлекательным. А внутрироссийские цены нефтяные капиталисты поднимают, чтобы выравнивать доходность внутренних продаж с экспортом. Опять 10% бензина, идущего на экспорт, определяют цену остальных 90% топлива, продаваемого на внутреннем рынке.
Отмечу, что почти постоянный рост цен на ГСМ в России не ведет к сколько-нибудь существенному улучшению качества топлива. В 2020 году Росстандарт взял пробы автомобильного бензина и дизельного топлива на 1015 АЗС. При этом на 130 заправках выявлены нарушения по физико-химическим показателям техрегламента, а в 213 случаях – нарушения обязательных требований в области обеспечения единства измерений. Проще говоря, там обнаружили «разбодяженное» горючее и недолив. Всего за год было отобрано и испытано 1942 образца автомобильного бензина и дизельного топлива, из них 152 образца (7,8%) не соответствовали установленным нормам. По бензину доля выявленных нарушений составила около 3,5%, по дизтопливу – 15,1%. А ведь как раз дизельные двигатели больше, чем бензиновые, требовательны к качеству горючего. В какую копеечку влетает российским автовладельцам жульничество торговцев топливом?
В целом ситуация на топливном рынке страны выглядит крайне тревожной. Рост оптовых цен на топливо неизбежно повлечет за собой и удорожание розницы. А ведь стоимость топлива «зашита» в цене большинства товаров и услуг. Значит, начнется разгон инфляции, продолжится падение реальных доходов населения. Это при том, что, даже по данным официальной статистики, доходы россиян в 2020 году существенно упали (по итогам трех кварталов 2020-го реальные доходы населения сократились на 4,3%). Не менее существенно, что скачок цен на топливо фактически исключает оживление экономической активности, то есть выход экономики из кризиса.
Сегодня у власти в руках много инструментов влияния на топливный рынок, среди которых и акцизы, и экспортная пошлина, и соглашения с нефтяными компаниями. Правительство обязано использовать их, чтобы сдержать рост цен. В противном случае последствия будут самыми пагубными. В то же время очевидно, что надежно покончить с лихорадкой топливных цен можно, лишь реализовав важнейшее программное требование КПРФ – национализацию естественных монополий. В странах, где нефтяные компании принадлежат государству, цены на бензин стабильные. Причем даже вне зависимости от того, какой режим находится у власти – монархии Персидского залива, иранские аятоллы или боливарианцы из Латинской Америки. Хватит ориентироваться на скачки цен на топливо на западных биржах. Государственная политика должна поставить природные ресурсы России на службу ее гражданам, в том числе – обеспечить низкие и стабильные цены на топливо.
kprf.ru