Дважды законопроект о дистанционном обучении, внесённый группой сенаторов, стоял в повестке дня Государственной думы и дважды по настоянию фракции КПРФ он снимался с рассмотрения. «Без широкого обсуждения такой документ нельзя принимать», — заявили коммунисты и в конце декабря провели парламентские слушания, гости которых — учителя, депутаты, правительственные чиновники, родительская общественность и школьники — взвесили все «за» и «против». Аргументов «против» оказалось несоизмеримо больше.
Рубикон удалёнки
Руководитель фракции КПРФ в Государственной думе, Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов приветствовал собравшихся от имени своей семьи, в которой десять человек в трёх поколениях 350 лет проработали в школе. И сам Геннадий Андреевич свою трудовую биографию начинал в 17 лет, после окончания школы, учителем.
«Наша партия гордится тем, что с первых дней Советской власти она сделала всё для того, чтобы страна была образованной, ведь 75 процентов граждан Российской империи не умели писать и читать, — подчеркнул лидер российских коммунистов. — И вопрос образования — это был вопрос выживания нашей страны и нового общественного строя, который в основу положил труд, справедливость, дружбу и достоинство.
Все победы нашей державы за последние 100 лет связаны прежде всего с качественным образованием. Созданная в 1920 году Чрезвычайная комиссия по борьбе с безграмотностью в считанные годы решила уникальную задачу. Все граждане получили прекрасное образование, и мы трагический 1941 год встретили самой читающей, самой образованной страной, с лучшим станочным парком и с самыми грамотными командирами и солдатами. Когда я изучал дневники и протоколы допросов фашистских генералов, то был просто шокирован: почти каждый из них подчёркивал, что они проиграли войну не Красной Армии, а прежде всего советскому учителю.
Наши победы продолжались долгие годы на всех фронтах. Когда мы впервые прорвались в космос, американский президент заявил, что они проиграли это соперничество на школьной парте и студенческой скамье. Американцы запросились в СССР, жили у нас тут несколько месяцев, подготовили огромный, почти на 2 тысячи страниц, доклад, где была глава «Что знает Иван и чего не знает Джонни». После этого вложили в десять раз больше ассигнований в подготовку кадров и в свой бюджет. Их просто потрясло, что накануне Второй мировой войны Советский Союз тратил на образование 8 процентов расходной части бюджета.
В 1943-м, когда мы сломали хребет фашистскому зверю на Орловско-Курской дуге, было принято решение о создании ремесленных, суворовских и нахимовских училищ. Были выделены огромные деньги для того, чтобы 19 миллионов детей, оставшихся без родителей или с одной мамой, не были брошены. Всех выучили, вылечили, обули, одели и накормили. В 1950 году в образование вкладывалось 14 процентов расходной части бюджета. Все последние 20 лет расходы на образование ни разу не достигли четырёх процентов, хотя для того, чтобы удержать качественное образование, надо минимум семь».
Геннадий Андреевич с особой болью и остротой воспринимает то, что происходит последние четверть века с нашей системой образования. А происходит то, что в 1994 году расписал как по нотам в секретном документе под названием «Россия: образование в переходный период» Всемирный банк, который «одалживал» нашей стране сумасшедшие деньги на проведение реформ, уничтожающих великую державу. Кстати, Всемирный банк до сих пор финансирует проекты в России и имеет офис в Москве. Зюганов привёл некоторые положения этого документа. Так, Всемирный банк требовал от России:
— закрыть педагогические институты. И 40 пединститутов пустили под нож. Сейчас не хватает до четверти преподавателей математики, русского языка и начальных классов;
— закрыть профессиональные училища. Сегодня уже некому готовить ни токарей, ни слесарей, ни фрезеровщиков;
— внедрить минимальные стандарты гражданственности. Их собирался ввести на оккупированных территориях Гитлер, понимая, что умными людьми трудно управлять. Эти стандарты сводились к следующему: надо, чтобы покорённые народы умели читать, писать, считать до 100, знали правила дорожного движения и помнили, что главная столица на планете — Берлин. Почти то же самое, только более мягко, написано в документе Всемирного банка;
— ввести подушевое финансирование школ. Ввели, уничтожив сельские школы и подорвав тем самым основы нормальной жизни на селе;
— заменить традиционные экзамены ЕГЭ. Заменили. Теперь эта «баба Яга» таскает детей по тестам, лишая их глубины понимания изучаемых дисциплин, и не оставляет времени для освоения других предметов школьного курса, к тому же изрядно прореженного.
Дошло до того, что господин Фурсенко, будучи министром, предлагал оставить четыре базовых предмета: физкультуру — раб должен быть здоровым и крепким; иностранный язык — чтобы он знал язык своих хозяев; историю, написанную по заказу Сороса и искажённую до неузнаваемости; и ОБЖ — чтобы сумкой уметь отбиваться в подъезде от бандитов. «Где русский язык, литература, обществоведение, которые формируют гражданина? Где математика, физика, химия, биология? На стыке этих четырёх дисциплин родились все величайшие открытия за 200 лет. Где они? Кого мы будем готовить?!» — с возмущением доказывал недопустимость обрезания школьных дисциплин Зюганов на встрече с президентом. Тогда Фурсенко погнали с этими предложениями. Но программа Всемирного банка не была отброшена, и сегодня она на четыре пятых уже реализована.
Её промежуточный итог: ликвидировано всеобщее бесплатное и доступное образование — то главное завоевание, которым мы все гордились. По данным Росстата, из 68 тысяч дошкольных образовательных учреждений осталась половина — 35 тысяч, из 69 тысяч школ выжили только 40 тысяч. ПТУ уничтожены практически полностью. За 6 лет вырезано 35 процентов вузов. Бывший министр обороны Сердюков уполовинил военные училища.
На очереди — введение дистанционного обучения. Геннадий Зюганов предельно конкретно выразил своё отношение к школьной удалёнке. Он отметил, что нарушаются санпиновские нормы, которые допускают нахождение ребёнка у экрана без перерыва не более 15—20 минут, тем самым подрывается здоровье детей. Кроме того, четверть школьников не имеют компьютеров. А это значит, что страна технически к дистанционному обучению не готова. И самое главное: имущественный раскол, который уже прошёлся по всему общественному организму, теперь затронет и детей, что вообще недопустимо.
Пандемия — прекрасный повод для врагов России начать новый этап разрушения образования. «Нам предлагают заменить коллективистское, гуманное и справедливое общество на социально-дистанционное, взращивающее дебилов и халявщиков. А у такой страны не может быть будущего», — заявил Г. Зюганов. В своих работах «Глобализация и судьба человечества» и «Россия под прицелом глобализма», которые переведены на все основные языки мира, он писал, что Россия не нужна в качестве конкурента ни американским глобалистам, ни их европейским прислужникам. Для ослабления нашей страны прицельный удар наносится по образованию, науке и здравоохранению. «И наносится беспощадно, — подчеркнул лидер КПРФ, — Мы сейчас подошли к той черте, за которой возрождать будет уже нечего».
О том, как проходит внедрение дистанта, рассказали за «круглым столом» родители школьников и сами ребята.
«Не зависеть от рубильника интернета»
Большой делегацией пришли на парламентские слушания представители общественного движения «Родители Москвы». Его лидер Илона Менькова заявила, что тысячи московских родителей бьют в набат о катастрофе, происходящей сегодня в образовании, которая является следствием развала экономики. «Сегодня по факту стране не нужно много хорошо обученных людей, их попросту некуда будет трудоустроить. Кому нужны сотни тысяч математиков, конструкторов, инженеров и физиков, куда девать высококвалифицированных инженеров, если страна не строит заводы? Когда страна развивается, экономика укрепляется, то и потребности в образованных людях есть. И наоборот», — заметила она.
Выражая мнение родительской общественности, И. Менькова сказала: «Материалы, используемые в процессе обучения, с каждым годом становятся всё более низкого качества: задания с ошибками, часто с нарушением элементарной логики, программа сложна для понимания из-за своей громоздкости и манеры подачи». Плохо и то, что потеряно доверие между учителями и родителями. Школа стала неприступной крепостью: охрана, рамки, пропуски и пр. А внедрение ювенальных процедур, как, например, новой функции классных руководителей «классный помощник», вообще делает из школы, по словам И. Меньковой, настоящий карательный орган.
«Статистика по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией говорит о том, что дистант — не эпидемически обусловленная мера, а чётко выверенный политический шаг, — выразила общее мнение участников движения «Родители Москвы» его руководитель. — Хорошее образование — для богатых в платных школах, а для остальных — дистанционный суррогат».
Введённые ограничения вызывают лишь недоумение. Почему ученики 6—11-х классов государственных школ закрыты на дистант, а в частных школах все дети продолжают учиться очно? Почему с первого по пятый класс дети учатся в школах, но при этом они не могут заниматься в школах дополнительного образования?
Активист движения «Родители Москвы» Екатерина Клименко убеждена, что невозможно в условиях дистанта подготовить хороших спортсменов, музыкантов, художников. У детей теряется мотивация, а в этих областях от неё зависит львиная доля будущего успеха. Недавно указом мэра Москвы разрешено проведение дистанционных занятий в школах, где требуется аттестация. «Это тот случай, когда хрен редьки не слаще», — заметила выступавшая. По сути, полноценное обучение во всех этих школах так и не налажено, но родители теперь вынуждены нанимать репетиторов, для того чтобы их дети не потеряли форму и прошли аттестацию. Налицо сегрегация по финансовому признаку!
Екатерина Клименко также рассказала о той вопиющей ситуации, которая сегодня затронула семьи, где растут дети с особенностями развития. Для таких детей дистанционный формат обучения категорически неприемлем. «Для них социализация не прихоть, а вопрос выживания», — горячо заявила она.
Активист движения «Родители Москвы» Инна Гореславцева обратила внимание на постановление правительства РФ №2040 от 07.12.2020 года «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», которым с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года должны быть охвачены территории отдельных регионов. Для того чтобы министерство просвещения получило все необходимые полномочия для реализации этого постановления, «единороссы» и тащили в повестку дня заседания Госдумы одиозный законопроект. «Никто против своей доброй воли не может быть вовлечён ни в один из опытов. А эксперимент это и есть чистый опыт», — заявила И. Гореславцева.
Родители Москвы полны решимости бороться за своих детей. Они обратились к депутатам-коммунистам с просьбой сделать всё возможное, чтобы уровень знания подрастающего поколения не зависел от рубильника интернета, и призвали учителей и родителей школьников объединить свои усилия против насаждаемого дистанта, создав при школах советы родителей, которые постепенно должны перерасти в единую сеть.
Депутат Госдумы, секретарь Московского горкома КПРФ по идеологии Денис Парфёнов горячо поддержал идею советов. Если будут созданы такие органы коллективной выработки и принятия решений и единодействия, то граждане смогут добиться не только отмены дистанта, но и определять будущее системы образования, а значит, и вектор развития общества.
Своё категорическое «Нет — дистанту!» высказала от имени родителей ярославских школьников Наталья Бобрякова. В этом регионе также собраны тысячи подписей против дистанционного обучения. «Школа — это не просто место, где дети получают знания, это место, где они учатся выстраивать коммуникации, выходить из конфликтов, общаться. Этого дистанционное образование не даст никогда», — заметила она.
Насаждая дистант, министерские чиновники закрывают глаза на реальные проблемы региональных и сельских школ: холодные кабинеты, нуждающиеся в ремонте здания. Вот об этом бы в первую очередь государству подумать! Ан нет.
Бомба под развитие страны
«Во всём мире очное образование гораздо дороже и престижнее, нежели заочное и тем более дистанционное», — подчеркнул в своём выступлении депутат Госдумы Сергей Шаргунов. Ничто не заменит, по его словам, то творческое и созидательное взаимодействие, которое возникает между учителем и учеником в процессе обучения «глаза в глаза». А российские чиновники строят нешуточные планы сделать дистанционку нормой, стандартом, что в совокупности с оптимизацией, продолжающей косить сельские школы, и идеей замены библиотек и книжных магазинов электронными книгами означает полное уничтожение нашей культуры, считает парламентарий.
Депутат Госдумы Валерий Рашкин подчеркнул огромное значение объединения усилий родительской общественности и фракции КПРФ против насаждаемого дистанта. Без поддержки улицы не удалось бы добиться снятия одиозного законопроекта о российской электронной школе с рассмотрения Госдумой, убеждён первый секретарь Московского горкома КПРФ В. Рашкин. Он подчеркнул: перевод на дистанционку нарушает закон об образовании, лишая родителей и детей выбора формы обучения. Кроме того, режимы чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения, повышенной готовности или карантина не вводились, а значит, нормы соответствующих законов не могут применяться и введение дистанционного обучения незаконно.
Опубликованная официальная статистика по заболеваемости COVID-19 свидетельствует, что из 2,2 миллиона московских детей за период пандемии с марта по ноябрь 2020 года выявлено менее 35 тысяч инфицированных — это 1,5 процента. Во всём мире, несмотря на введение во многих странах жёстких карантинных мер, студенты и школьники продолжают преимущественно учиться очно. Перед нами примеры Хорватии, Германии, Франции, Великобритании, Китая, Вьетнама. В США принято решение в зависимости от количества заболевших в том или ином штате или округе точечно уйти на дистант, но в обязательном порядке обеспечив все учебные заведения необходимой техникой и скоростным интернетом.
Валерий Рашкин предложил выйти от имени участников «круглого стола» к правительству со следующими требованиями: возобновить очное обучение во всех учебных заведениях; допустить дистанционное обучение только как дополнительный и временный формат для небольшого числа болеющих учащихся и принять закон «Об образовании для всех», внесённый фракцией КПРФ в Государственной думе, гарантирующий гражданам страны очное бесплатное качественное образование и первое рабочее место каждому выпускнику вузов и сузов. Сегодня каждый второй окончивший институт с красным дипломом мыкается без работы, а полтора миллиона специалистов высшей квалификации уехали из страны.
Депутат Госдумы Алексей Куринный как врач особое внимание уделил в своём выступлении вопросам здравоохранения. По его словам, в Китае и во Вьетнаме, по большому счёту победивших коронавирус, системы здравоохранения выстроены совершенно по другому, не по рыночному, принципу, нежели в нынешней России. Если бы в нашей стране сохранилась такая система здравоохранения, ни о каком дистанте никто бы и не вспомнил.
Много вопросов у парламентария оказалось к органам власти. В других странах именно чёткие организационные меры, принятые властями, позволили детям остаться на очном обучении. Там в учебных заведениях установлены системы вентиляции, кондиционирования. А у нас «повесили замки» на классы и аудитории и ждут, что заболеваемость снизится сама собой. Причём нет единых критериев, когда школу нужно закрывать, а когда нет. И губернаторы решают этот вопрос как в голову взбредёт, не принимая во внимание объективную картину заболеваемости.
Неблагоприятное влияние дистанционного обучения на здоровье очевидно. Отменена диспансеризация. У каждого второго ребёнка снижается острота зрения. Воспитательная функция перешла от педагогов к далеко не лучшему контенту социальных сетей. Теряются мануальные навыки, приобретаемые детьми на уроках труда и рукоделия. «А что уж говорить про систему профессионального образования, — с горечью заметил депутат А. Куринный. — Ни хирурга, ни хорошего рабочего обучить дистанционно невозможно. Под развитие страны сегодня закладывается огромная бомба!»
Скорость передачи данных в км/ч
Учитель английского языка из Кировской области Дмитрий Пожидаев, выслушав бодрые выступления по видеосвязи правительственных чиновников о преимуществах и перспективах электронного обучения, показал на примере своего региона, как происходит в реальности образовательный дистант. Кировская область перешла на него в марте.
Первая и главная проблема — оснащённость школ. Хорошо, если в некоторых из них есть возможность хотя бы отослать ученикам задания и проверить их выполнение. В некоторых же районах, как, например, в Свечинском, учителям приходилось прибегать к посредническим услугам хлебовозки, отправляя с ней задания ребятам и получая таким же макаром выполненные работы. Тут уж скорость передачи данных измеряется не в мегабитах, а в километрах в час.
Многие школы не могли обеспечить учителей ни компьютерами, ни хорошими гаджетами для проведения дистанционных уроков. Эта забота целиком и полностью ложилась на самих педагогов. А им, как говорится, не до жиру, быть бы живу: работая на ставку и получая минималку, с которой ещё удерживается подоходный налог, они едва сводят концы с концами.
В совершенно тупиковой ситуации оказались многодетные семьи, которых в сельской местности немало. Если в такой семье несколько школьников и у них дистанционные уроки начинаются в одно и то же время, то требуется не один компьютер, а несколько. О такой роскоши в глубинке никто и не мечтает.
«Другая проблема, с которой столкнулись мы, — рассказывал Д. Пожидаев, — это отсутствие единой платформы». Учителя взаимодействовали через социальную сеть «ВКонтакте», но детям туда разрешён доступ только с 14 лет. Поэтому никаких дистанционных уроков в действительности не было. Учителя могли лишь отправить задание и порекомендовать ученикам изучить материал самостоятельно. Такой формат обучения в лучшем случае можно назвать дистанционным самообразованием.
В нынешних российских реалиях не может идти и речи о том, чтобы даже в критические моменты заменять очное образование на дистанционное — сначала надо решить проблему бедности, считает кировский учитель Дмитрий Пожидаев.
Дети против дистанта
А теперь о дистанционном обучении глазами и устами одиннадцатиклассника Сергея Кипняка.
— Я хочу вам рассказать об обычном дне учащегося на дистанционном обучении, — начал своё выступление московский школьник. — Время — 9 часов 25 минут. Классный руководитель пишет в школьный чат (я не про нашу школу): «Ребята, на первом уроке присутствовали пять человек. Где все?» А все либо спят, в лучшем случае, либо, простите за откровенность, курят или пьют на детской площадке под окном. Моё поколение умирает, умирает как физически, так и психически! Но никому до этого и дела нет. Все вокруг говорят лишь о том, как опасен COVID…
Дистанционное образование формирует неравенство на экзаменах. Я, учащийся города Москвы, с сентября не посещаю школу, а в Подмосковье ребята учатся. Но Единый государственный экзамен сдавать всем, и поступать мы будем в одни и те же вузы.
В прошлом году отменили ОГЭ для 9-х классов. Почему это было сделано? Потому что были бы одни двойки. Это же всем абсолютно очевидно. У нас 55 процентов учащихся (это официальные данные) не знают дат начала и окончания Второй мировой войны, путают Сталина с Гитлером, не могут дать определение плану «Барбаросса»…
Кто ответит за то, что так называемые интернет-пранкеры вклиниваются в дистанционный урок с нецензурным, эротическим и порнографическим контентом? Представьте, что происходит с психикой ребёнка, когда на экран выводится эта пошлятина!
От дистанционного обучения уже есть случаи суицидов. Это значит, что нет ничего, что заставило бы человека жить, работать, развиваться, трудиться…
Самое страшное, что не привито нашему поколению — приносить пользу не себе, а обществу, друг другу.
Дети против дистанта! Зафиксируйте это.
С верой в образованную Россию
Председатель «Всероссийского женского союза — «Надежда России», депутат Госдумы второго — пятого созывов, преподаватель вуза с двадцатилетним стажем Нина Останина отметила, что законопроект об электронном обучении, угрозу принятия которого дважды отвели депутаты из фракции КПРФ в Госдуме, имеет три составляющих: юридическую, социальную и политическую.
Если говорить о его юридической начинке, то вносимая им поправка в статью 16 закона об образовании для определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ является избыточной. Законопроектом предполагается якобы разграничить полномочия министерства просвещения и министерства высшего образования и науки по исполнению обязательств, касающихся дистанционного образования. Но полномочия этих министерств и без того уже разграничены. Поэтому смысл законопроекта исключительно в переводе основного обучения на дистанционное.
И документ этот не технический и не финансовый, как пытаются его представить правительственные чиновники и депутаты-«единороссы». Финансовых расходов он, став законом, не потребует, значит, ни новые компьютеры, ни ноутбуки никто покупать не собирается, чтобы обеспечить детям и учителям возможность заниматься дистанционно.
Социальная составляющая законопроекта имеет несколько аспектов. Наносится ущерб физическому здоровью наших детей; разрушается главная социальная триада в образовании: ученик, учитель, родитель; родители не могут работать, потому что, оставляя детей одних дома, они подвергают риску их здоровье и жизнь; дети лишаются возможности социализироваться, превращаясь в поколение Маугли.
Нина Останина считает самыми главными профессии врача и учителя. Врач отвечает за физическое здоровье нации, а учитель — за её душевное здоровье. Фракция КПРФ добилась того, чтобы врачам доплачивали за работу в тяжёлых условиях ковида. С такой же настойчивостью коммунисты ставят сейчас вопрос о дополнительных выплатах учителям, потому что они тоже рискуют своей жизнью и своим здоровьем.
По данным Счётной палаты РФ, сегодня в России примерно 41 тысяча школ — на полтора процента меньше, чем их было в 2018 году. А число учеников прибавилось на 3 процента. Учащихся — 16 миллионов человек. Во вторую и третью смену в прошлом году вынуждены были учиться 17 процентов учеников начальных классов, 11 процентов учеников средних классов и 0,7 процента — старшеклассников. За более чем полгода жизни в условиях ковида можно было бы организовать обучение детей индивидуально, на дому, малыми группами, при этом выплачивая педагогам дополнительную заработную плату, заметила Нина Останина. «Поэтому, когда мы говорим «вернуть ученика и учителя в школу», мы имеем в виду и создание соответствующих условий для них», — подчеркнула она.
Кое-кто любит порассуждать, что дистанционное образование даёт социальные преимущества: дескать, бедные тоже смогут учиться. Но у нас 163 тысячи долларовых миллионеров и 21 миллион тех, кто находится за чертой бедности. И учителя, абсолютное большинство которых работают на полторы-две ставки, тоже уже относятся к категории бедных. «Такое «социальное преимущество» в конце концов приведёт к социальной деградации. А социальная деградация — к социальному взрыву. Поэтому этот вопрос не только юридический, не только социальный, но и политический», — заявила руководитель «ВЖС — «Надежда России».
За нарушение законов — к ответу
Активист движения «Родительский отпор» Марта Ентальцева рассказала о проводимом на сайте netdistant.ru опросе родителей, в котором уже приняли участие более трёх тысяч человек. 92 процента опрошенных отметили, что их дети были отправлены на дистанционное обучение без согласия родителей, не давали согласие на ведение электронного дневника около 60 процентов, на прохождение уроков с помощью электронных платформ — 97 процентов.
Результаты опроса говорят о том, что большинство образовательных учреждений не соблюдали положения законодательства РФ в области образования, Семейного и Гражданского кодексов. Права родителей, выступающих в интересах детей, нарушались не только при введении дистанционного обучения, но и формы обучения с применением цифровых платформ образования, предоставляемых частными компаниями. Принуждение к электронному документообороту и дневнику успеваемости, к средствам идентификации при входе в школу и оплате обедов демонстрирует полное игнорирование норм закона о персональных данных.
Риторические вопросы, заданные юристом общественного движения «Родители Москвы» Еленой Фориковой, перевели обсуждение проблемы в плоскость уголовного права. Кто конкретно ответит за совершённые в отношении наших детей преступления, предусмотренные статьями 111, 112 и 115 Уголовного кодекса РФ, а именно за умышленное причинение лёгкого, среднего и тяжкого вреда здоровью?
По результатам весенних исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков у 83 процентов обучающихся отмечены неблагоприятные психические реакции пограничного уровня. С развращающим видео наши дети, четвероклассники, ежедневно сталкиваются до сих пор. И это всё происходит через систему московской электронной школы! Кто-то оказал им хоть какую-то психологическую помощь? Школы пытаются это замять. Фактически через государственную систему школьного образования происходит тотальное психологическое уничтожение наших детей! Это преступление против безопасности государства.
В сплочении — залог победы
Подытожил разговор депутат Госдумы, заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков. Как первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам он предложил посмотреть на проблему внедрения в российское образование дистанционного обучения с геополитических позиций. Парламентарий рассказал, что в последних докладах Национального совета по разведке, который ежегодно представляет президенту США подробный анализ глобальных мировых процессов, отмечается в качестве угрозы американской национальной безопасности наряду с ядерным потенциалом России и бурным экономическим ростом Китая рост уровня образованности в странах «третьего мира»: Африки, Латинской Америки и, конечно, Азии. Повышение культурного и образовательного уровня в других странах для глобалистов и империалистов смерти подобно. Главной конкурентной основой для стран в XXI веке является развитие технологий, науки, которые базируются на высоком уровне образования, заметил Д. Новиков. И это надо иметь в виду.
Если стали возможны крайне вредные решения, реализованные вопреки протестам общественности и мнению абсолютного большинства граждан, есть ли вообще смысл бороться? Ответ на этот вопрос дала практика повседневной борьбы КПРФ. Коммунисты и их сторонники смогли удержать многие рубежи. Будь документ Всемирного банка о сворачивании советской системы образования реализован быстро и в полной мере, он бы имел куда более злые последствия, чем те, которые мы имеем сегодня.
Самый первый удар, нанесённый по нашей школе почти 30 лет назад, — это изъятие воспитательного, гражданско-патриотического компонента из образовательного процесса. Прошло время, теперь представители власти сами говорят о том, что это было ошибкой. И это признание — результат нашей борьбы.
Второй чудовищный проект, который удалось заблокировать, — приватизация вузов, в 1990-е годы всерьёз обсуждавшаяся на уровне правительства. Тогда фракция КПРФ в Госдуме, которая не составляла большинства, но была очень весомой, смогла опереться на союз ректоров и студенческие профсоюзы. И вместе мы удержали многие позиции.
Идея об образовательных стандартах, по которым обязательными считались только ОБЖ, предмет «Россия в мире», физкультура и иностранный язык, а все остальные дисциплины могли изучаться учащимися факультативно по усмотрению школы, была катастрофична, но она не прошла. КПРФ вместе со сторонниками её отбила.
Вынуждены были «реформаторы» пойти на многие уступки и в системе ЕГЭ.
Не допустили коммунисты и закрытия всех педагогических вузов, о чём помышлял экс-министр образования Ливанов, инициировавший мониторинг вузов на предмет их эффективности. Основанием для закрытия учебного заведения могло стать, например, недостаточное количество в нём спортивных залов. Но если спортзалов мало, их надо построить, а не закрывать из-за этого вуз.
Ожесточённое сопротивление оппозиции помешало и осуществлению полномасштабной «реформы» РАН. Её протащили, но многие позиции всё-таки удалось скорректировать.
И «дистанционке» надо поставить такой же мощный заслон. Парламентские слушания не только вооружили депутатов-коммунистов весомыми аргументами для противостояния этому злу на законодательном поле, но и укрепили всех участников обсуждения в мысли, что только в сплочённой борьбе — залог победы.
Добились!
БОРЬБА коммунистов и их сторонников против дистанта дала свои плоды. После новогодних праздников возобновились занятия в очном формате в подавляющем большинстве школ в российских регионах, заявил в четверг, 14 января, министр просвещения Сергей Кравцов: «С первой рабочей недели подавляющее большинство регионов вернули школьников за парты».
В тот же день мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ о том, что столичные школьники вернутся к очному обучению с 18 января. Их транспортные карты разблокируют.
Газета «Правда».