27 января на сессии онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021», организованного Всемирным экономическим форумом, после 12-летнего перерыва выступил президент РФ Владимир Путин. Главная тема развернувшейся там с 25 января дискуссии выглядела вполне дежурной: новая глобальная ситуация, сложившаяся в связи с пандемией коронавируса. Его речь наталкивает на ряд мыслей, которыми я хотел бы поделиться с читателями.
Слова основателя и бессменного президента форума немецкого экономиста Клаус Шваба, которыми он предварил выступление Путина, были, конечно, вполне дежурными. Возможность услышать голос президента РФ, дескать, особенно важна в то время, когда существует много разночтений, различных подходов, нужен конструктивный, честный диалог для решения общих проблем, для выхода из эпохи поляризации и изоляции. В данный исторический момент перед миром открывается новое окно возможностей для перехода от эпохи конфронтации к эпохе сотрудничества. «Поляризация и изоляция», в сущности, постоянно действующие факторы жизни империалистических государств, руководителя которых, несмотря на все словесные заверения во взаимной дружбе и любви, зорко следят друг за другом, и в погоне за прибылью ошибки друг другу не прощают. Однако сама речь В. Путина, вполне возможно, поразила буржуазную общественность. По первопутку ей, наверняка, показалось, что её произнёс сторонник марксизма-ленинизма, но, немножко придя в себя, она, надо полагать, поняла, что увидела и услышала выступление современного Гуинплена, созданного гением Виктора Гюго главного персонажа романа «Человек, который смеётся», в данном случае «русского Гуинплена».
Напомню, что в романе, опубликованном в 1869 году, речь идёт о жизни в Англии в конце 17 века сына лорда, похищенного так называемыми «компрачикосами», изуродовавшими его лицо с целью превратить в источник доходов за счёт демонстрации его уродства грубому населению. За счёт постоянного унижения и оскорбления и подачек других «униженных и оскорбленных» он и жил, пока не выяснилось его происхождение. Его как бы вернули в высшее общество, и даже провели обряд посвящения в пэры, но тут он, ощущающий себя посланцем от трудового народа, выступает в роли критика существующей системы угнетения, обвиняет правящие круги в нищете и бесправии большинства сограждан. Возможно, что этой и другими подобными своими речами он надеялся изменить к лучшему жизнь народных низов. Напрасные надежды!
Виктора Гюго литературоведы относят к числу писателей реалистов-романтиков, но социальное содержание романа отнюдь не романтично, но романтична любовь Гуинплена к слепой девушке Дее. С этой точки зрения роман, конечно же, очень интересен для молодёжи, но мне в данном случае интересно совпадение смыслов выступлений литературного героя 19 века и президента России в веке 21-м.
О чём говорил Гуинплен, я передал в общих словах, а вот речь президента РФ пересказать очень тяжело, поскольку она весьма насыщена действительно достойной внимания информацией, но всё же я остановлюсь на определённых её моментах, суть которых объясню позже. Президент В. Путин несколько облегчил мою задачу, поскольку сам сказал о «ключевых вызовах, которые стоят сейчас перед мировым сообществом». «Первый из них – социально-экономический». Сначала В. Путин отметил достижения, полученные за «период последних сорока лет», который, по его словам, «можно назвать успешным или даже сверхуспешным для мировой экономики. Начиная с 1980 года глобальный ВВП по паритету покупательной способности в реальном выражении на душу населения удвоился. Это, безусловно, положительный показатель… Глобализация и внутренний рост привели к мощному подъёму в развивающихся странах, позволили более чем миллиарду человек выйти из бедности. Так, если взять уровень дохода в 5,5 доллара на человека в сутки (по паритету покупательной способности), то по оценкам Всемирного банка, в Китае, например, число людей с более низкими доходами сократилось с 1,1 миллиарда в 1990 году до менее 300 миллионов в последние годы. Это, безусловно, успех Китая. А в России с 64 миллионов человек в 1999 году до порядка 5 миллионов в настоящее время. И мы считаем, что это тоже движение вперед в нашей стране по самому главному, кстати говоря, направлению». (Тут есть смысл отметить одно обстоятельство: получается так, что наш президент отнёс нынешнюю Россию к числу развивающихся стран. Не будем придираться к его словам, последуем вслед за развитием его мысли дальше).
«Но все-таки главный вопрос, ответ на который во многом и даёт понимание нынешних проблем, – каков был характер такого глобального роста, кто получил от этого основную выгоду.
Безусловно, как уже сказал, во многом выиграли развивающиеся страны, которые использовали растущий спрос на свои традиционные и даже новые товары. Однако результатом такого встраивания в глобальную экономику стали не только рабочие места и экспортные поступления. Но и социальные издержки. Включая существенный разрыв в доходах граждан.
А как же обстоят дела в развитых экономиках, где уровень среднего благосостояния гораздо выше? Как ни парадоксально это звучит, но проблемы расслоения здесь, в развитых странах, оказались еще более глубокими. Так, по оценкам Всемирного банка, если с уровнем дохода менее 5,5 доллара в сутки в Соединенных Штатах Америки, например, в 2000-м году проживало 3,6 миллиона человек, то в 2016-м уже 5,6 миллиона человек.
В течение этого же периода глобализация привела к значительному увеличению прибыли крупных транснациональных, прежде всего американских и европейских компаний.
Кстати говоря, по гражданам, в развитых экономиках Европы такая же тенденция, как и в Штатах. Но опять же, если говорить о прибыли компаний, кому достались доходы? Ответ известен, он очевиден – одному проценту населения. А что произошло в жизни остальных людей? За последние 30 лет в ряде развитых стран доходы более половины граждан в реальном выражении стагнировали, не росли. А вот стоимость услуг образования, здравоохранения увеличилась. И, знаете, в какую величину? Втрое. То есть миллионы людей даже в богатых странах перестали видеть перспективу прибавления своих доходов. При этом перед ними встают проблемы, как сохранить здоровье себе и своим родителям, как обеспечить качественное образование детям. Накапливается и огромная масса людей, которые, по факту, оказываются невостребованными. Так, по оценкам Международной организации труда, в 2019 году 21 процент, или 267 миллионов молодых людей в мире нигде не учились и нигде не работали. И даже среди работающих (вот интересный показатель, интересные цифры), даже среди работающих 30 процентов живут с доходом ниже 3,2 доллара США в сутки по паритету покупательной способности.
Такие перекосы в глобальном социально-экономическом развитии стали прямым результатом политики, проводившейся в 80-е годы прошлого века, и проводившейся зачастую вульгарно и догматически. В основе этой политики лежал так называемый «Вашингтонский консенсус». С его неписанными правилами, когда приоритет отдаётся росту экономики на базе частного долга в условиях дерегулирования и низких налогов на богатых и корпорации.
Как уже сказал, пандемия коронавируса только обострила эти проблемы. В прошлом году падение глобальной экономики стало максимальным со времён Второй мировой войны. Потери рынка труда к июлю оказались эквивалентны почти 500 миллионам рабочих мест. Да, к концу года половину из них удалось восстановить. Но всё-таки это почти 250 миллионов утраченных рабочих мест. Это большая и очень тревожная цифра. Только за первые девять месяцев прошлого года потери трудового дохода в мире составили 3,5 триллиона долларов. И этот показатель продолжает расти. А, значит, растёт и социальная напряжённость в обществе».
Надеюсь, уважаемые читатели, вы уже поняли, почему я предположил, что те деятели «Давосского форума», которые слушали речь российского президента В. Путина, могли с удивлением подумать: а не выступает ли перед ними товарищ Зюганов? Всё правильно, под этими его словами, на мой, конечно, взгляд, сегодня может подписаться любой член КПРФ. Но, почему они, «давоссцы», потом могли успокоиться, вспомнив Гуинплена? Дело в том, что «герой Виктора Гюго», разивший острым словом английскую правящую верхушку, надеялся вызвать у неё чувство сострадания к неимущим людям, и не более того. То есть он, как и сам Виктор Гюго, не ставил вопрос о смене политической власти. Великий французский писатель, видимо, ещё не знал такого выражения: «Философы объясняют мир, а его надо менять!» Видимо, незнакомо оно и нашему президенту В. Путину?
Второго февраля нынешнего года в «Российской газете» появилась такая интересная информация. «В течение января совокупное состояние богатейших россиян увеличилось на 1,37 миллиарда долларов, - подсчитало РИА Новости на основании данных рейтинга Bloomberg Billionaires Index (BBI). Всего рейтинг BBI включает в себя 500 богатейших людей мира, из россиян в него в настоящее время входят 23 человека. Наибольшая прибавка отмечена у российского лидера индекса BBI, одного из основных владельцев "Норникеля" Владимира Потанина, состояние которого за январь выросло на 704 миллиона долларов, до 30,7 миллиарда. На втором месте находится совладелец "Новатэка" Леонид Михельсон, хотя его состояние в январе уменьшилось на 403 миллиона долларов - до 24,4 миллиарда. Третью строчку занял основной бенефициар Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин, чей капитал с начала года вырос на 358 миллионов долларов, до 24,2 миллиарда. Четвертую строчку занял основной владелец "Северстали" Алексей Мордашев, чей капитал снизился на 994 миллиона долларов - до 22,1 миллиарда. На пятом месте расположился владелец "Металлинвеста" Алишер Усманов, его состояние стало меньше на 69 миллионов долларов и составило 21 миллиард долларов. Далее в рейтинге расположились Роман Абрамович, Андрей Мельниченко, Вагит Алекперов, Геннадий Тимченко и Виктор Вексельберг».
Конечно, «команда В. Путина» может гордиться тем, что налог на некоторых богатеньких россиян подняли с 13 процентов до 15. Ну, надо же, как их «пошерстили», просто-таки раздели! Между тем, недавно была опубликована информация о том, что около трети россиян не имеют достаточно средств на нормальное питание, приобретение одежды.
Не секрет, что правящие круги России в качестве примера для подражания давно уже выбрали США. Выступая в субботу, 6 февраля, перед журналистами и публикой новый президент США Байден признал, что в его стране 36 миллионов граждан не обладают средствами на покупку продуктов питания. Вот так он выглядит, этот пресловутый «Сияющий храм на холме». Президент США может позволить себе сказать ужасающую правду, ведь он только что приступил к выполнению возложенных на него обязанностей, ответственности за то, что было до него, не несёт. А вот наш президент В. Путин вот так же смело сказать правду своему народу не может, ведь его тут же могут спросить: «Как же так, Владимир Владимирович, ведь вы же у власти более 20 лет?»
В заключение хочу сказать тем, кто не знает: до 1917 года в культурных кругах России Владимира Владимировича Маяковского называли «русским Гуинпленом».
Публицист Валентин Симонин.
Kprf.ru.