Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китаю удалось полностью преодолеть бедность. О значении этого события рассказывает заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин.
У российских СМИ, как провластных, так и либеральных, есть удивительная особенность: они почти ничего не сообщают о том, что происходит в социалистическом Китае. Это просто поразительно, принимая во внимание, что речь идет о самом большом по населению государстве на планете. О стране, где в последние десятилетия творятся события гигантского масштаба, во многом меняющие облик мира. Вот и новость о полном искоренении бедности в КНР промелькнула где-то лишь на далекой периферии российского информационного пространства. Зато в эти дни нам показали множество телерепортажей о том, что Техас замерзал, а теперь там потеплело, что Зеленский назвал Крым «сердцем Украины», и что Amnesty International что-то там сказала про Навального. А вот для новости из Китая, касающейся судьбы сотен миллионов людей, в телеэфире места не нашлось.
Причина этой избирательной «слепоты» проста. Если начать регулярно и хотя бы минимально объективно освещать жизнь социалистического Китая, то зрители практически неизбежно придут к выводу о решающих преимуществах социализма перед капитализмом. Конечно, российской буржуазной власти приходится считаться и с тем, что у КПРФ есть договор о сотрудничестве с Компартией Китая, а у лидера российских коммунистов Геннадия Андреевича Зюганова – давние личные отношения с Си Цзиньпином (познакомились они еще в 2007 году, когда товарищ Си возглавлял Шанхайский горком КПК). Честно рассказывать о Китае в российских СМИ значило бы резко усиливать симпатии к КПРФ. Ведь наша социально-экономическая программа весьма близка к той, что реализуется в КНР.
О сути события. В статистике ООН приняты определенные критерии, по которым человек относится к беднякам. Эти критерии с некоторыми вариациями положены и в основу «порогов бедности», принятых в национальной статистике разных стран. 30 лет назад, в 1990 году, в Китае бедным было более 60% населения. В 2012 году бедных оставалось около 100 миллионов человек, или 7,5%. Компартия Китая поставила задачу покончить с бедностью в 2020 году. И вот сейчас лидер китайских коммунистов сообщил, что это историческое обещание выполнено.
За последние 30 лет в КНР из бедности было выведено около 800 миллионов человек – в 5,5 раза больше, чем все нынешнее население России. Конечно, с бедностью так или иначе боролись во всем мире. Но наиболее успешно – в Китае. 70% землян, выведенных из бедности за этот период, – это граждане КНР (при том, что доля Китая в населении Земли – менее 20%). То есть вклад социалистического Китая в глобальное снижение бедности является решающим.
Как это стало возможным? Прежде всего – благодаря стремительному развитию социалистической экономики КНР.
Для максимальной объективности возьмем статистику Международного валютного фонда, который никак не обвинишь хоть в малейших симпатиях к социализму. Из данных МВФ следует, что с 1990 по 2020 год экономика Китайской Народной Республики выросла в 14 раз! А чего добились за этот же период ведущие капиталистические страны? Те самые государства «Большой семерки», на которые молятся российские либералы? Экономика США за эти же 30 лет выросла всего в 1,9 раза, Канады – в 1,8 раза, Великобритании – в 1,6 раза, Германии и Франции – в 1,4 раза, Японии – в 1,2 раза, Италии – в 1,1 раза. В 2020 году ВВП Китая по паритету покупательной способности уже на 16% превысил ВВП США.
Социалистический Китай создал самые мощные в мировой истории производительные силы. КНР – огромная «фабрика» мира, товары которой проникли во все уголки планеты. Конечно, у этого успеха есть и обратная сторона: некоторая зависимость социалистической китайской экономики от подъемов и спадов экономики капиталистического мира. Ведь если мировой капитализм проваливается в кризис, то снижается глобальный спрос на все товары, и это замедляет развитие экономики КНР.
Но китайская Компартия давно сделала ставку на развитие внутреннего спроса за счет роста уровня жизни своего населения. Это уже серьезно снизило зависимость Китая от кризисов глобального капитализма. Вот последний и самый яркий пример. В 2020 году весь капиталистический мир на фоне пандемии коронавируса погрузился в глубочайшую рецессию. У всех стран «Большой семерки» ВВП обрушился на величину от 4 до 10%. Но экономика социалистического Китая и на этом фоне продолжила расти, увеличившись на 2,3%.
Но мало увеличить объем своей экономики. Чтобы победить бедность, надо еще справедливо распределить ресурсы. Для этого в Китае делается очень много. Там не просто семиступенчатая шкала прогрессивного подоходного налога. Зарплаты до 5 тысяч юаней в месяц не облагаются налогом вообще. А 5 тысяч юаней – это 57 тысяч рублей, намного больше средней зарплаты в Российской Федерации!
В искоренении бедности в Китае огромную роль сыграла также политика выравнивания уровня развития разных регионов КНР. Ведь подавляющее большинство бедняков жило именно в беднейших регионах. Эту работу мне довелось наблюдать собственными глазами.
В 2016 году мне пришлось руководить большой делегацией партийных работников КПРФ, посетившей Китай по приглашению китайских коммунистов. Мы побывали в Пекине и в Шанхае, которые своими футуристическими пейзажами похожи на города будущего из фантастических фильмов. Казалось бы, китайские товарищи могли ограничиться тем, что показали нам эту впечатляющую «витрину» китайского социализма. Но они повезли нас и в провинцию Гуйчжоу, которая в течение многих столетий была самой бедной провинцией Китая. У этой бедности были объективные природные причины. Гуйчжоу – глубокая периферия Поднебесной. Провинция не имеет выхода к морю, а ведь именно приморские регионы Китая всегда развивались наиболее успешно. Наконец, более 90% территории Гуйчжоу – горы, что очень сильно затрудняет хозяйственную деятельность. Достаточно сказать, что прокладка одного километра дороги стоит здесь в 5-7 раз больше, чем в равнинных регионах Китая.
Здесь мы увидели, что такое борьба с бедностью по-китайски. Мы прилетели в четырехмиллионный Гуйян – столицу провинции, и первое, что нас поразило, – масштабы строительства. Казалось, что одновременно реконструируется весь город. Кое-где еще были видны следы прежней отсталости – старые, ветхие дома. Но тяжелая техника сносила их, а рядом росли новостройки. В центре Гуйяна уже возвышались десятки высотных административных зданий и гостиниц. Позднее мы убедились, что бурно строится не только региональный центр. Лес строительных кранов заполняет горизонт и в других городах провинции, которые мы успели посетить: в Цзуньи и Мейтане.
Нам также показали, как реализуется программа «новой деревни». Ее основа – чрезвычайно масштабное дорожное строительство. Когда в деревню приходит современная дорога, приходит и достаток: становится удобно сбывать свою продукцию. Мы увидели просто удивительно благоустроенные сельские поселения с новыми школами, сельскими клубами, библиотеками, спортивными площадками, тренажерными залами.
Лично для меня образом китайской борьбы с бедностью стали именно стройки. Эти стройки, которые охватили весь Китай, создали тысячи новых предприятий с высокопроизводительными рабочими местами, новые дороги, а также новое жилье, соответствующее уровню комфорта XXI века. Так и побеждалась бедность.
Си Цзиньпин назвал искоренение бедности еще одним чудом, сотворенным в КНР, которое останется в истории. Трудно с ним не согласиться.
Kprf.ru.