Тема Зои Космодемьянской — особенная для «Правды». Именно в нашей газете первым рассказал о её подвиге военкор Пётр Лидов. А когда полвека спустя была развёрнута массированная кампания клеветы против любимой народом советской героини, «Правда» решительно выступила в защиту её чести и достоинства.
Не могли мы не обратить внимания и на вышедший недавно художественный фильм «Зоя». Он стал поводом для заметок нашего обозревателя «Советская героиня в чуждое время», опубликованных в номере за 5—8 февраля.
Зрительские впечатления от премьеры оказались весьма неоднозначными, а подчас даже противоположными. Вот почему мы предложили нашим читателям принять участие в обсуждении фильма. Ведь память о советском героизме, ставшем основой Великой Победы, приобретает ныне новую актуальность. К тому же в предстоящем ноябре исполнится 80 лет со дня подвига Зои.
Первые отклики на фильм о ней напечатаны в номере «Правды» за 18 февраля. Сегодня — ещё несколько писем.
Истоков подвига зритель не видит
Надежда — великое чувство. Даже когда разум говорит: «Это гиблое дело», откуда-то изнутри подчас звучит: «А вдруг в этот раз всё будет хорошо?» Вот почему, послушав голос надежды, я отправился в кино на фильм «Зоя».
Не буду задерживать внимание читателей на неточностях и ляпах. Ни в облике главной героини, ни в изображении того, что связано с действиями наших в тылу врага, ни даже в новом изображении товарища Сталина, которое в целом, к счастью, резко контрастирует почти со всеми киновоплощениями советского лидера за последние 35 лет. А вот про содержание центрального образа фильма поговорить стоит.
Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года. В детстве, когда формируется личность человека, она слышала рассказы о том, как в её родной стране каждый день строятся новые фабрики, заводы и города. Она росла на образах героев, сражавшихся во время Гражданской войны за счастливое будущее для всего народа. Будучи школьницей, как и тысячи москвичей, встречала Валерия Чкалова и других легендарных советских лётчиков. Среди её любимых книг — «Овод» Войнич и «Как закалялась сталь» Николая Островского. В 11 лет она стала пионеркой, в 15 лет — комсомолкой. И для Зои, как и для сотен тысяч её сверстников того времени, сперва красный галстук, а затем комсомольский значок были не какой-то формальностью, а демонстрацией их личных убеждений, их образа мыслей и стиля жизни, которые основывались на коллективистском сознании. Это когда интересы общества, коллектива воспринимаются человеком как свои собственные.
Зоя узнавала и о том, что в Европе поднимает голову фашизм. Сначала фашисты сжигали книги, затем стали бомбить города Испании, а потом раздули пламя Второй мировой войны, которое всё ближе подбиралось к границам Советского Союза — Родины Зои и десятков миллионов советских людей. Как и другие сверстники, Зоя Космодемьянская осваивала азы военной подготовки, чтобы в нужный момент встать на защиту своего социалистического Отечества.
А теперь внимание — вопрос: в фильме 2021 года «Зоя» есть ли хотя бы часть из вышеперечисленного? Отвечу: нет. Нет ни единого намёка на становление Зои как личности. Всю её довоенную жизнь уложили в одну сцену: 21 июня 1941 года, школьный выпускной вечер, Зоя танцует со своим другом, который её целует. Началась война, Зоя отправляется на фронт. Но не потому, что идёт защищать свою Родину, а потому, что её друг, её школьная любовь, на фронте погибает.
Какую же нам — миллениалам, зумерам и прочим категориям современной молодёжи — взрослые дяди и тёти решили показать Зою? Зоя-2021 ни в коем случае не комсомолка, не дочь социалистического строя, готовая отдать жизнь за свой народ и родную Советскую страну. Зоя-2021 не что иное, как проекция ценностей и установок современного буржуазного строя.
Она и не думает погибать за свой народ, который, кстати, в фильме показан поразительно гадко. Мы видим, что почти все жители деревни Петрищево недалёкие, малообразованные крестьяне, которые при этом либо открытые пособники немцев, либо потаённые антисоветчики. «Чтоб они друг друга перебили» — к чему эта фраза крестьянки? Перепев излюбленного в либеральных кругах тезиса «Война двух диктаторских режимов»? В фильме нет того, что вкладывается в понятие «Отечественная война». Такое впечатление, будто с немцами сражаются исключительно «городские». Спасибо, что хоть без заградотрядов.
Безусловно, в жизни были и предатели. Но почему в фильме про героиню-комсомолку показывать предателей можно, причём с подробным раскрытием их мотивации, а раскрыть мотивацию комсомолки нельзя? Или это просто не получается?
Тем не менее Космодемьянская в картине поражает всех своей стойкостью. Но откуда тогда взялась она? Откуда эти решительность и непоколебимость? Откуда столько сил выдержать нечеловеческие пытки, если нам не показали процесс её становления? Ведь даже в фильмах про Человека-паука гораздо подробнее раскрывается личность Питера Паркера, чем в фильме «Зоя» раскрыт характер Героя Советского Союза Зои Космодемьянской!
А ответ на эти вопросы даёт не кто иной, как фашистский капитан, процитировавший слова Ницше про сверхчеловека. С точки зрения этого господина капитана, по всей видимости идейного нациста, Зоя относится к числу «сверхлюдей». Что называется, приехали. Ничего вам не напоминает? «Лавочникам и люмпенам нравилась мысль о том, что они принадлежат к высшей расе…»
Впрочем, удивляться ничему не приходится. За 30 антисоветских лет капиталисты не только разрушили великую Советскую державу, не только ввергли миллионы бывших советских граждан в нищету и бесправие, но и ужасающе изуродовали сознание многих. И уродование это продолжается. Буржуазная власть ведёт непримиримую войну с советским наследием и символами того времени.
Однако, убедившись в том, что потоки открытой лжи не воспринимаются уже с таким же энтузиазмом, как на рубеже 80—90-х годов прошлого столетия, капиталисты сменили тактику и стали действовать по принципу: «Не можешь победить — возглавь». Вот мы и получаем гениального героя-одиночку Королёва, который сам, без социалистического общественно-экономического строя, запустил Гагарина в космос, получаем советского танкиста, жмущего руку эсэсовцу. В этом ряду появилась и «некомсомольская» комсомолка, которая пошла сражаться не за счастье своего народа, а за булочку…
А если вам интересно увидеть на экране настоящую Зою Космодемьянскую, рекомендую посмотреть советский фильм «Зоя» 1944 года. При меньшем хронометраже его авторы смогли показать именно комсомолку, советскую героиню. Именно в фильме 1944 года вы увидите ту советскую девушку, выросшую на произведениях Горького, Войнич и Николая Островского, увидите её друзей, узнаете о её характере и мыслях. А это ведь очень и очень важно!
Александр ЧЕРЕМЁНОВ,
первый секретарь Севастопольского
горкома ЛКСМ РФ.
Ретушь истории — вот что это
Первое слово, которое возникло у меня после просмотра данной ленты, — «зачем?».
Фильм «Зоя» позиционируется как кино историческое. Якобы над его производством потрудилась команда профессиональных историков, досконально изучивших жизнь Зои Космодемьянской и её подвиг. Как сейчас принято, фильм широко анонсировался в официальных СМИ, деньги на его производство выделены из государственного бюджета и частично собраны из пожертвований зрителей. Вот и думалось: наверное, при таких исходных данных нам покажут добротную картину, рассказывающую о подвиге бесстрашной девушки, бросившей вызов фашистским захватчикам.
Увы, реальность оказывается удручающей. Основные исторические события, на фоне которых развивается сюжет фильма, показаны авторами лишь схематично, на уровне штрихов и полунамёков. В какой-то момент вообще создаётся впечатление, что нам показывают второсортный голливудский боевик: слишком уж сильны ассоциации с такой продукцией. Кропотливой работы историков не чувствуется. Подписание приказа о необходимости «выгнать немцев на мороз», сцена в военкомате, тренировочный лагерь, визит Сталина, заброска диверсантов в тыл врага — всё это вихрем проносится перед зрителем, оставляя ощущение сумбура и недосказанности.
Исторический контекст событий почти не раскрыт. Авторы не стараются убедительно объяснить, зачем нужна была диверсионная работа во вражеском тылу. Зато продемонстрированы негативные последствия этой работы. Как следует из фильма, основными жертвами деятельности диверсионных групп стали не немцы, а мирные жители. Именно их «выгнали на мороз» Зоя и её товарищи, и эта тема будет активно развиваться на протяжении всей картины.
Зоя в фильме не отличается разговорчивостью. В основном она молчит или только издаёт бессвязные звуки — всхлипы, стоны, плач. В тех же сценах, где ей «дают слово», сказанное героиней звучит неубедительно и противоречиво.
Хотя фильм был заявлен как ответ тем, кто называет Зою Космодемьянскую
психически неуравновешенной фанатичкой, именно такой зачастую она и предстаёт перед зрителем. Истеричность, прерывистое дыхание, дёрганые движения демонстрирует почти во всех сценах. А мотивация её действий во многом остаётся загадкой. Сама она даёт несколько комментариев, но выглядят эти сцены очень странно. Например, диверсанту-предателю девушка объясняет, что сражается с немцами за брата Шурку, за трамвайчик, за булочку, и вообще за то, чтобы всё было по-прежнему. Тем более противоречиво выглядит сцена казни, где киношная Зоя вынужденно цитирует слова Зои реальной, называет жителей деревни «товарищами» и призывает беспощадно бить и жечь фашистов.
В чём же дело? Почему получился такой результат? По-моему, главное — в идеологической ретуши, которой подвергнута правда истории. В угоду воле буржуазии, правящей ныне в нашей стране. Для неё Советская власть является классовым врагом, и авторы фильма сознательно выводят из истории практически всё, что связано с советским патриотизмом и коммунистической идеей.
Именно поэтому поступки кино-Зои во многом выглядят неестественно, а их мотивация остаётся непонятна зрителю. Ведь за два часа хронометража авторы ни словом не обмолвились о том, что настоящая Зоя Космодемьянская была комсомолкой и убеждённым коммунистом. Именно вера в коммунистические идеалы и любовь к Советской Родине, а не какие-то булочки стали главным стимулом для Зои встать на путь борьбы с фашистскими захватчиками, и именно в них она черпала силы противостоять чудовищным пыткам.
Но авторы фильма вместо коммунистической идеологии вводят в сюжет религиозный подтекст. В результате перед нами предстаёт не комсомолка Зоя, а Зоя-великомученица, взошедшая не на эшафот, а на символическую Голгофу. Создатели фильма этого не скрывают — даже, наоборот, подчёркивают, что первоначальное название фильма было «Страсти по Зое». В общем-то, именно это у авторов и получилось: не кино о подвиге советской девушки Зои Космодемьянской, а житие некоей «святой» на фоне Великой Отечественной войны.
Резюмируя, придётся признать: полноценного отечественного фильма про Великую Отечественную опять не получилось. Хотя в чём-то эта картина выглядит всё-таки более пристойно, чем бесчисленные киноподелки последних лет, в идейном плане она недалеко ушла от них.
Егор МОРОЗ,
член ЛКСМ РФ.
Город-герой Ленинград.
Зоя всё-таки победила!
Откликаюсь на призыв «Правды» высказать своё мнение о фильме, посвящённом Зое Космодемьянской.
Это с давних пор одна из самых любимых моих героинь в истории Великой Отечественной войны. И её вслед за оккупантами-фашистами вторично казнили «перестройщики-демократы», о чём сейчас весьма уместно и своевременно напомнила «Правда».
В общем, надеюсь на понимание, что с большой настороженностью встретил я известие про съёмки фильма о Зое. В моём представлении она — идеальная личность, а значит, и такого же фильма достойна. Только возможен ли он в нынешней России?
Нет, идеального я не ждал, и его, конечно, не получилось. Читаю в интернете немало критических отзывов, с большинством которых согласен.
Ну зачем, к примеру, в самом начале придумывать завязку, которой в реальности не было? «Восемнадцатилетняя школьница Зоя отмечает выпускной и кружится в танце с одноклассником, своей первой любовью, — сказано в аннотации. — На следующий день начинается война, парень уходит на фронт — и не возвращается. Погибает в первые же дни. Узнав об этом, девушка твёрдо решает идти воевать».
Во-первых, выпускной в школе 21 июня 1941 года был не для Зои, поскольку из-за перенесённой тяжёлой болезни ей предстояло ещё окончить 10-й класс. А во-вторых, что важнее, не было этого погибшего парня Жени — «первой любви».
Создатели фильма прибегают к простейшему штампу. Но что в итоге получается? Будто стремление воевать возникает у Зои лишь от желания отомстить за друга.
А ведь на самом деле вовсе не какой-то личный мотив побудил её, как и сотни тысяч юных сверстников, рваться на фронт. Парни и девушки, переполнившие тогда и военкоматы, и райкомы комсомола, чтобы стать бойцами-добровольцами, были движимы сильнейшим чувством: защитить свою Советскую Родину!
Так их воспитали пионерия, комсомол, Коммунистическая партия. Воспитали настоящими советскими патриотами. К сожалению, из показанного фильма теперешняя молодёжь не узнает, каким образом формировалось то героическое поколение, ставшее поколением победителей. Вот и о «довоенной» Зое по существу здесь ничего не говорится, и это, по-моему, наибольший недостаток.
Однако мы всё-таки видим советскую девушку, комсомолку, одержавшую величайшую нравственную победу над мощным и коварным врагом. Молодые зрители представят, в каких тяжелейших условиях приходилось тем ребятам и девчатам со школьной скамьи выполнять боевые задания. А ещё — какие невероятные муки выдержала Зоя, когда фашисты пытали её.
Кто-нибудь скажет, что это чересчур натуралистично, а по-моему, в данном конкретном случае «чересчур» не может быть. И хорошо, что в финальных титрах сказано: «Имя Зои стало символом стойкости СОВЕТСКОГО человека».
Наверное, долго ломали голову некоторые создатели фильма, употреблять ли это явно нежеланное для кого-то слово. Но Зоя, советская Зоя, всё-таки и тут победила!
Василий МАРКИН,
педагог.
г. Екатеринбург.
Нужно читать, чтобы знать
На меня фильм «Зоя» произвёл большое эмоциональное впечатление. При этом я не очень обращала внимание, как бы абстрагируясь, на допущенные исторические «огрехи» и «несоответствия» героев фильма. И я считаю, что его обязательно нужно смотреть всем!
Пусть смотрят все поколения. Чтобы иметь хоть какую-то информацию о том суровом военном времени и его героях. Даже крупица знания может породить интерес к великой теме Великой войны (я надеюсь). И, может быть, появятся у кого-то желание и интерес глубже узнать и о Зое, и о её боевых товарищах, и вообще об истории легендарной войсковой части 9903.
Мне лично её история очень дорога, потому что в рядах бойцов этой части вместе с Зоей была сестра моей мамы, то есть моя родная тётя — Лиза Беневская. Погибла она так же героически, как и Зоя. Об этом я написала свою книгу под названием «Воскрешение из забвения. Лиза».
К сожалению, тираж её пока слишком мал, чтобы предложить читателям «Правды». Но я рада, что могу предложить всем книгу обозревателя «Правды» Виктора Кожемяко «Зоя Космодемьянская. Правда против лжи».
Это результат многолетних журналистских исследований. Первое издание вышло в 2015 году — к 70-летию Великой Победы и получило высокую оценку остававшихся в живых однополчан Зои.
А теперь, буквально на днях, московское издательство «Родина» предприняло новое издание столь необходимого труда. Всё связанное с приобретением его вы можете выяснить по телефону: 8-926-415-32-39.
Чтобы больше знать о Зое и других героях в/ч 9903, непременно надо читать эту книгу!
Татьяна Михайловна ОСИПОВА.
г. Москва.
Газета «Правда».