Каждый читатель, знакомый со знаменитым романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», наверняка помнит не только главных, но и наиболее ярких второстепенных персонажей этого произведения. Тем более что и в наши дни, как выясняется, их пример берётся на вооружение высокопоставленными российскими чиновниками.
ОДНИМ из таких персонажей у Булгакова является Никанор Иванович Босой — председатель жилтоварищества дома №302-бис на Садовой, где была расположена «нехорошая квартира». Та самая, в которой бедовому председателю и была вручена взятка за «содействие» во временной прописке «иностранного консультанта» Воланда его «помощником и переводчиком» Коровьевым. Который, едва за Босым закрылась дверь, тут же проинформировал о взятке по телефону соответствующие органы от имени одного из жильцов дома и даже назвал место, где Никанор Иванович спрятал деньги, — в вентиляционной отдушине туалета своей квартиры…
Но Коровьеву, как одному из олицетворений нечистой силы в романе, ничего не стоило вывести на чистую, извините за каламбур, воду вороватого председателя жилтоварищества. В наше время правоохранители занимаются этой работой без помощи потусторонних сил, но сталкиваются порой как с препятствием, с силами вполне себе земными, без налёта мистики. Но об этом — чуть позже.
Примером развития упомянутого булгаковского сюжета в наши дни может служить история с главой минздрава Республики Алтай Сергеем Коваленко. Вкратце говоря, этот чиновник попал в поле зрения правоохранительных органов несколько месяцев назад, когда вместе со своим помощником Рустамом Туюнченковым (ну как тут не вспомнить и булгаковского секретаря жилтоварищества Пролежнева, обделывавшего делишки вместе с Никанором Ивановичем) неоднократно способствовал «победам» на аукционах и тендерах одних и тех же трёх фирм-поставщиков (причём из других регионов страны) для медицинских учреждений республики оборудования и средств индивидуальной защиты в условиях пандемии коронавируса. Как выяснилось, за весьма солидное вознаграждение.
Следствие, которое проходило в обстановке секретности, привело в итоге правоохранителей в загородный дом г-на Коваленко, где и был обнаружен тайник с полученными в качестве взятки деньгами. Оборудован этот тайничок, как вы уже, наверное, догадались, был в туалете. Всё — как по Булгакову. Из него были извлечены шесть миллионов рублей, аккуратно разложенных в полиэтиленовые пакетики.
Правда, тут начинаются расхождения с булгаковским героем. Если Никанор Иванович, кивая на Коровьева как на источник своих бед, истошно доказывал следователю, что рубли в вентиляции, непостижимым образом превратившиеся в доллары, ему «подбросили враги», то алтайский министр вилять не стал, сразу согласился сотрудничать со следствием, вину признал и моментально сдал своего помощника-подельника Туюнченкова. Пока продолжалась эта стадия следствия, установленная сумма взятки успела вырасти уже до 13 миллионов рублей.
И тут начинается самое интересное: из недр республиканского министерства стали раздаваться голоса… в защиту министра-взяточника. Мол, в интересах здоровья граждан республики пошёл бедовый министр на некоторые нарушения закона. То есть с самыми благими намерениями. Ни больше и не меньше.
Не отстали от министерских чиновников и в администрации главы республики Олега Хорохордина. Ему в этой ситуации, когда в стране на носу выборы, озаботиться бы собственным имиджем «единоросса»-руководителя региона, но нет. В его администрации заявили, что «в целом вполне довольны работой министерства здравоохранения, а на время следствия г-на Коваленко заменит один из его заместителей». И ни словом больше. Как будто и нет никаких взяток. И это в то время, когда под главой региона, как отмечают местные СМИ, «кресло стоит совсем не прочно».
Впрочем, последнего в чём-то можно понять. Сразу же признать взяточником и жуликом собственного протеже на должность регионального министра здравоохранения — это уже чересчур. В администрации главы региона, видимо, решили, что действовать надо аккуратнее и осторожнее. Посмотреть, как события будут развиваться дальше. Тем более что скандал разразился нешуточный и уже попал на телевидение, которое распространило сюжет о задержании министра-взяточника.
История эта пока далека от завершения, но что-то подсказывает, что в ней ещё возможны неожиданные повороты. Тем более что случаев, когда высокие должностные лица уходили от ответственности перед законом, имеется немало.
Что же касается упомянутых времён пандемии, когда вся эта история и случилась, то вспоминается поговорка: «Кому война, а кому мать родна». Хотя в данном случае ещё актуальнее звучал бы иной вариант: «Кому коронавирус, а кому — коронабонус…».
Газета «Правда».