ЛДПР перед выборами переплюнула в популизме президента Путина.
Детей с 7 до 16 лет предлагается освободить от платы за проезд в городском транспорте. Соответствующий законопроект с поправками в «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» планирует внести член фракции ЛДПР, зампред комитета Госдумы по образованию Максим Зайцев.
Предполагается выдача детям до 16 лет бесплатного единого проездного документа с неограниченным количеством поездок. Его форму, реквизиты, порядок выпуска и выдачи будет устанавливать правительство, а выпадающие доходы транспортных предприятий компенсируют за счет бюджета.
Инициатор закона апеллирует к недавним новациям, внесенным по инициативе Владимира Путина, о том, что детей до 16 лет без сопровождения взрослых нельзя высаживать из общественного транспорта, несмотря на отсутствие билета. Если высаживать все равно нельзя, то зачем тогда платить? Такова логика автора законопроекта.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Похоже, закон носит предвыборный характер. В год пандемии было замечено, насколько политически выгодны меры, связанные с детьми. Это показали законы о горячем питании в школах, о прямых выплатах на детей, объявленные лично Путиным. Его рейтинг после этого подрос. В случае с бесплатным проездом Зайцев переплюнул даже президента.
ЛДПР всегда отличалась популистскими идеями. Лозунг партии «Мы за русских, мы за бедных» известен с начала 1990-х, как и «каждой бабе по мужику». А вот с управлением — сложнее. Недавно либерал-демократ Михаил Дегтярев, который, будучи депутатом Госдумы, выступил с полутора сотнями экстравагантных законодательных инициатив, включая, например, введения ГОСТа на Деда Мороза и Снегурочку или дополнительных выходных для женщин в «критические дни», на посту губернатора довел Хабаровск до топливного кризиса, не смог наладить диалог с протестующими жителями города.
В настоящее время вопрос льгот для проезда детей регионы решают самостоятельно, в зависимости от финансовых возможностей. Так, в Москве проездной обходится школьникам в 270 рублей, в Петербурге в 575 рублей, в Омске 800 рублей. А, например, в Калининграде льготный проезд для школьников был отменен из-за неприемлемых для городского хозяйства миллионных потерь.
— Закон, запрещающий высаживать детей без билета из общественного транспорта, принятый после череды резонансных случаев, в целом соблюдается, — говорит исполнительный директор Национального родительского комитета Юлия Матюнина. — Но нельзя исключать и человеческий фактор. Иногда это правило может нарушаться. Бесплатный проезд обезопасит детей. А сэкономленная сумма будет подспорьем бюджету семьи. Хорошо, что льготу на проезд уже имеют дети из многодетных семей.
«СП»: — Почему бы родителям не объяснить детям, что можно ездить и так, не оплачивая проезд? Президент разрешил…
— Любая предоставляемая льгота должна быть обязательно обоснована. Детям должны выдаваться льготные проездные. Они должны показывать документ, а не ссылаться на свой возраст. Это дисциплинирует. Дети должны с детства быть приучены к определенному порядку, который нужно соблюдать, а родители должны это чувство ответственности в них поддерживать. Демонстрация льготного проездного будет проявлением этого. С воспитательной точки зрения сказать, мол, езди, как хочешь, нельзя.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
О политической подоплеке законопроекта высказался политолог Дмитрий Еловский.
— Если его и могут отклонить, то по каким-то формальным причинам. Например, из-за нарушения процессуальных норм. Но если он дойдет до первого чтения, то не принять его парламентскому большинству будет трудно. Возможно, и примут. Хотя это и противоречит общей практике, когда почти все законопроекты оппозиционных фракций, в том числе те, которые надо бы принять, сначала отклоняются, а потом переводятся на правительство.
Так что перспективы у этого законопроекта имеются. Особенно в предвыборный год. К тому же не секрет, что ЛДПР часто выступает оппонентом КПРФ и, рассмотрев закон в июле в первом чтении, можно таким образом придать некоторое ускорение рейтингу ЛДПР, чтобы она чуть отыграла перед сентябрьским голосованием у КПРФ. Это абсолютно регулируемый процесс. При этом бывает, что законопроекты лежат по два созыва.
«СП»: — То есть в ЛДПР все точно рассчитали и дали политический пас власти?
— Думаю, что речь идет о цепи случайностей. В прошлом году было несколько случаев, когда детей высаживали из городского транспорта. Причем, скорее из-за антиковидных мер, а не из-за оплаты. Дети оказывались буквально посреди пустырей, что вызывало дикое раздражение родителей, потому что это вопрос безопасности детей. Поэтому и провели закон, запрещающий их высаживать. Тем самым и правительство, и законодатели сами себя загнали в ловушку. Потому что раз их нельзя высаживать, то они не будут платить. И ЛДПР подхватила эту тему. Действительно, какой тогда смысл брать с них деньги?
С точки зрения сиюминутного популизма эта история — прекрасная. Любая политическая сила, которая поднимет ее на флаг, получит симпатии избирателей. У нас население очень патерналистски настроено, особенно после ковида. Но получается, что мы вводим очередную норму, которая отучает людей от ответственности, от того, что за услуги надо платить. И за те, что ты покупаешь, и за те, которые ты продаешь. Водители, кондукторы ведь работают, и им надо платить зарплату. Конечно, транспортные предприятия, и муниципальные, и частные, как-то компенсируют выпадающие доходы дотациями из бюджета, но главное то, что мы приучаем детей с малого возраста не платить, разгоняя воронку патернализма. Стратегически, в течение 10−15 лет, это ловушка.
«СП»: — Вопрос денег здесь наверное первостепенный…
— У нас есть два типа перевозчиков: государственные (муниципальные, региональные) и частные. И первые и вторые, если у них не хватает денег, получают обычно субсидию из бюджета. И это страшно коррупциогенная область. На этом делают огромные деньги, вытаскивая из бюджета средства за льготников. С этим не раз сталкивались в регионах, когда счет шел чуть ли не на сотни миллионов рублей. Главное, льготников очень сложно посчитать. Особенно на удаленных территориях.
Но все равно их придется считать. Отследить, что ребенок зашел в автобус и услуга была оказана. А это дополнительные расходы: билет, валидатор. Либо надо считать по каким-то приблизительным нормативам. После ввода бесплатного проезда для детей расходы муниципалитетов могут вырасти кратно. Это приведет к финансовой катастрофе для многих муниципалитетов и может стать одной из причин, по которой закон снесут.
Подробнее финансовую сторону вопроса пояснила член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя.
— Решить вопрос бесплатного проезда детей можно и нужно. Но вся тяжесть ляжет опять на бюджеты регионов либо муниципалитетов. Напомню, если финансирование образования лежит на муниципалитетах — на крупных городах, то это будут городские бюджеты. А если речь идет о районных центрах, то это бюджеты регионов. Но сейчас долг муниципальных образований составляет примерно 380 млрд рублей и иногда доходит до 80 процентов от уровня собственных доходов. А крупные города у нас доноры для финансирования областных бюджетов. Поэтому найти деньги в крупных городах России в глубинке за исключением Москвы, Петербурга, Калуги будет проблематично.
Придется опять идти в коммерческие банки. А у них кредитов 2,5 трлн рублей, из них 22 процента коммерческих кредитов. За счет чего регионы будут финансировать бесплатный проезд? Другое дело, если эта мера будет отдельной строкой внесена в какую-то государственную программу развития образования, и федеральный бюджет направит софинансирование в регионы для решения этой проблемы, это будет приемлемо. Уровень софинансирования в регионах разный, но хотя бы региональным бюджетам не будет так больно.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В свою очередь эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин настаивает на смене принципов организации транспорта в российских городах.
— Существующая в России система кривая и ни к чему, кроме деградации, не ведет. Работа перевозчиков должна оплачиваться не за счет сбора билетиков, а за счет того, что регион, территория, город заказывает транспортную работу в километрах. Перевозчик исполняет эту транспортную работу по расписанию. Сколько там ездит народу, его волновать не должно.
Регион должен просчитывать необходимый объем работы, исходя из существующего транспортного спроса, и планировать транспортную сеть. Технологии расчета есть. Пассажиропотоки и получение кассового покрытия — это проблемы заказчика. Маршруточная система на вольном выпасе ничем не отличается от ларечников, которые живут по принципу «где поставлю ларек, там и буду торговать».
У нас считают транспорт в первую очередь бизнесом. Но надо понимать, что городской транспорт никогда не будет прибыльным лишь за счет кассовой выручки. За ее счет можно получить только плохой транспорт вроде наших маршруток, который везет на чем хочет, когда хочет и прекращает ездить, тоже когда хочет. Почти вся цивилизованная часть мира от этого уже отошла.
«СП»: — А как у них, цивилизованных, решен вопрос с детьми?
— В тарифных системах большинства европейских стран, начиная с Голландии, где пороговый возраст — 11 лет, до Швеции, где он — 22 года, проезд детей либо бесплатный, либо условно бесплатный. Причем никого не волнует, в каком городе «прописан» ребенок. А у нас — нечто африканское. Правда, сейчас и в РФ пробуют внедрить новый подход. В Твери, Перми, частично в Москве.
Сергей Аксенов, «Свободная пресса».