1 апреля — День дурака лишь для широких народных масс с полупустыми карманами. Для тех, у кого есть что за душой, а также госслужащих, политиков, сильных мира сего, это еще и срок подачи декларации о доходах. Время раскрытия перед обществом своих материальных тайн. Или их сокрытия? Смотря о ком речь.
Президент РФ Владимир Путин и сотрудники администрации Кремля подадут декларации о доходах за прошлый год до 1 апреля, сроки переноситься не будут, заявил Дмитрий Песков. Закон позволяет задержаться лишь на пару недель. В 2020 году из-за пандемии срок отчета перед государством переносился на август. Теперь, хвала Гамалее, все вернулось на круги своя.
Чужие деньги, активы вызывают в народе живое любопытство. Лучше, конечно, считать свои, но… Тем более интересно, чем владеет президент страны. Император, как уважительно и одновременно иронично с некоторых пор называют Путина остряки, подчеркивая его почти безмерную власть. Правда, личные финансовые показатели «первого лица» скромнее его политических возможностей.
Начиная с 2012 года собственность главы государства почти неизменна: квартира площадью 77 квадратных метров и гараж (18 квадратов). Еще есть в пользовании квартира площадью 153,7 квадратных метра и гаражное место. Из транспорта: два автомобиля «Волга», «Нива» и автомобильный прицеп «Скиф». До 2017 года был еще земельный участок (15 соток), но потом он исчез. Не пусто, но и не густо.
Растут лишь денежные доходы Владимира Путина. Если в 2012—2013 году он зарабатывал «всего» 3−5 млн рублей, то в 2019 году уже 9,7 млн рублей. Всплеск 2017 года до 18,728 млн рублей, видимо, объясняется продажей земельного участка. Примерно 10 млн рублей за 15 соток. Не слишком ли много? Смотря, где участок. Опять же кто решится торговаться с президентом?
Как изменится декларация Путина в 2021 году? Скорее всего — никак. Тот же набор квартир-машин перейдет в более свежий документ. Возможно, что-то из этого перечня даже исчезнет. Например, автомобили — наверняка уже старый ржавый хлам, могут быть проданы, списаны, а новых не появится. Денег прибавится (зарплата госслужащих растет), но ненамного. Стабильность.
Прогноз этот основывается на здравом смысле. Зачем Путину банальные земные блага, если он повелитель одной седьмой части суши? К его услугам президентские резиденции, город Сочи, который превратили в третью столицу, куда по первому требованию слетаются министры и главы государств, авиаотряд «Россия», президентские лимузины «Аурус»… Прицеп «Скиф» явно лишний в этом ряду.
Исторически ситуация знакомая. «Мы — люди казенные, денег у нас своих нет», — говаривал Петр I, если верить художественному вымыслу Алексея Толстого. Правда, при этом отсыпал голландской деве «из трахтира» ради очевидной надобности «пятьсот рублев». «Неужто — пятьсот рублев? Ай-ай-ай… Бить некому было», — корил он сам себя в шутку перед Меньшиковым. Зато стране своей царь был зело полезен.
Вот и Путин — человек казенный. Своих денег у него почти нет. «Я, честно говоря, свою зарплату [не знаю]. Приносят, я их складываю, на счет отправляю, даже не считаю», — признался он однажды на публике. Для озабоченного выживанием народного большинства прозвучало довольно цинично. Президент не потрудился даже сделать вид, что ему понятны проблемы людей. Наверное, верит, что и он полезен тоже.
При этом Путин ревностно вступился за своих многолетних знакомых, а теперь глав крупнейших госкорпораций (вопрос был о зарплате Сечина). Они, говорит, должны зарабатывать на уровне своих коллег за рубежом. Почему? Ведь, основной «профессиональный» навык таких людей как Сечин или Миллер, или Греф — личное знакомство с президентом. Они стали бизнесменами «по блату», а не в ходе свободной конкуренции на рынке труда.
Зачем глава государства их выгораживает, поддерживает? Предположу, что дело тут даже не в старом знакомстве, а в его принципиальной лояльности крупному капиталу и классу бизнесменов. Вспомним, откровения покойного Сергея Доренко: Путин, когда ему предложили стать президентом России, предложил назначить себя главой «Газпрома». Верю. У него и сейчас загораются глаза, когда речь заходит о трубе.
Бизнес как сфера деятельности Путину ближе и понятнее политики, которая для него выглядит скорее как бесплодная, порой утомительная возня с людьми. Это следует не столько из слов президента (говорит он гладко, ошибается редко), сколько из его дел, решений. Двадцать лет у власти — большой срок, однако, экономический климат в стране по-прежнему благоприятствует лишь сверхбогатому меньшинству. И это неравенство растет.
Никаких серьезных попыток перераспределения собственности, в том числе полученной в ходе откровенно грабительских залоговых аукционов 1990-х (что, кажется, признает и сам президент) за время правления Путина предпринято не было. Ни передела, ни разовых «отступных». И не предвидится. Ведь приватизацию проводили при Ельцине, а Путин — человек слова, верен обещаниям, данным первому президенту РФ.
Есть только словесные атаки на олигархов. Очевидно, чтобы держать их за горло. Вроде той, когда о время кризиса в Пикалево президент (в тот период премьер) пошутил над попыткой Дерипаски слямзить ручку, которой олигарх подписывал требуемое от него соглашение. Мол, привыкли, Олег-батькович, хватать чужое. Народу понравилось, вот только активы как были, так и остались у олигарха.
Или история с недавней аварией на «Норникеле». Да, Потанина — бенефициара и, как говорят, изобретателя залоговых аукционов, приструнили, насчитали ему громадный штраф и жестко заставили все выплатить до копейки (и правильно!), но речь все-таки идет о разовом наказании нувориша по случаю, а не системной работе над справедливым, более равномерным, перераспределением богатства страны.
Защищая (политически «крышуя»?) олигархов, беспокоится Путин и о работающих на них высокооплачиваемых специалистах. Многолетние попытки парламентских левых ввести прогрессивную шкалу, наталкивались на глухое «нет» власти. 15-процентная ставка подоходного налога для зарабатывающих свыше миллиона рублей в месяц — не более чем подачка. И то президенту пришлось «спрятаться» за детей, чтобы ее ввести. Боится критики богатеев?
При этом Путин не постеснялся с удовлетворением отнести 70% россиян, чей доход составляет 17 тысяч рублей в месяц, к среднему классу. Звучало как издевательство. Если вспомнить «людоедскую» пенсионную реформу, которую, конечно же, нельзя было бы провести без одобрения президента, то перед нами правитель, последовательно защищающий интересы богатого сословия за счет бедного большинства. Увы. Пусть и сам лично он почти бессребреник.
Богатое меньшинство платит президенту той же монетой. Если молодая либеральная поросль навальнистов пытается приписать Путину некий «дворец», то вперед всегда выйдет Ротенберг и признает, что это его. Наверняка, так и есть. Повторюсь, Путину не нужна личная собственность, пока можно пользоваться государственными благами. А в будущем, если придется покинуть власть, к его услугам активы таких вот людей-прокладок. А декларация… Декларация — это просто бумажка.
По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».