«Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
Но он потряс…»
Сергей Есенин.
В нынешнем апреле исполняется 151 год со дня рождения Владимира Ильича Ленина – вождя мирового пролетариата, руководителя Великой Октябрьской социалистической революции, создателя первого в истории мира социалистического государства.
В моей жизни произошло немало событий, связанных с именем великого Ленина. Это приём в пионеры, организация которых носила имя вождя. Это вступление в комсомол, работа в котором отмечена грамотой, врученной мне в год 50-летия Советской власти секретарём ГК ВЛКСМ Виталием Ивановичем Щербаковым.
В 1969 году по рекомендациям директора Приморского лесотехнического техникума Дмитрия Денисовича Козыря и секретаря партбюро Леонтия Фёдоровича Домницкого меня, студента, отличника учёбы, одного из комсомольских лидеров приняли в созданную Лениным коммунистическую партию, в которой состою уже более пятидесяти лет.
Но, пожалуй, самая памятная дата для меня, связанная с именем Ленина, – это 22 апреля 1970 года.В этот день мне, сержанту-инструктору 85-го отдельного учебно-танкового полка (Краснознамённая 5-я армия), его командир, офицер-фронтовик, полковник Дмитрий Фёдорович Юначевский вручил от имени Президиума Верховного Совета СССР юбилейную медаль «ЗА ВОИНСКУЮ ДОБЛЕСТЬ. В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 100-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ЛЕНИНА».
Я гордился тем, что мой скромный труд по обучению и воспитанию танкистов для Дальневосточного военного округа был отмечен правительственной наградой, тем, что служил в Советской Армии – сильнейшей армии мира, что был гражданином своей любимой и любящей меня Родины – могучего Советского Союза, у истоков которого стоял Ленин. В нашей семье, кстати, к Владимиру Ильичу относились с особым уважением: когда 22 апреля 1953 года родился мой младший брат, то никаких разногласий в выборе имени не было. Конечно же, Володя.
Много воды утекло за эти 50 лет. Мы были свидетелями расцвета нашей советской цивилизации в 70-х годах прошлого столетия и её крушения в 90-х по вине бездарных, недалёких политиков (сначала хотел написать их фамилии, но потом передумал: не буду марать текст, да и цензура не пропустит). Эта, по выражению Президента РФ, геополитическая катастрофа сопровождалась яростными нападками на создателя первого в мире социалистического государства: и рост у него невысокий, и картавит, и кровь у него не русская, и шпион он немецкий, и мир заключил с Германией…
Считаю своим долгом защитить Ленина от той лжи и клеветы, которую нагородили вокруг его имени Волкогонов, Сванидзе и им подобные «исторические хроникёры». Как я это сделаю? Очень просто: приведу слова, цитаты, высказывания не соратников Ленина по борьбе и работе, а его идеологических противников (ссылки на первоисточники опускаю, чтобы не загромождать текст). А вдумчивый читатель на фоне оценок деятельности Ленина – людьми благородными и честными – увидит, как ничтожны эти пигмеи-очернители в своём стремлении унизить величие Ильича.
Итак, Великий князь Александр Михайлович Романов: «На страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи».
Патриарх Тихон: «Идейно мы с Владимиром Ильичом Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нём, как о человеке добрейшей и поистине христианской души».
Александр Николаевич Потресов, один из лидеров меньшевизма. Оценивая Ленина как личность, он в 1937 году писал: «Никто, как он, не умел так заражать своими планами, так импонировать своей волей, так покорять своей личностью, как этот, на первый взгляд, такой невзрачный и грубоватый человек, по видимости не имеющий никаких данных, чтобы быть обаятельным.
Ни Плеханов, ни Мартов, ни кто-либо другой не обладал секретом излучавшегося Лениным прямо гипнотического воздействия на людей, я бы сказал – господства над ними. Плеханова – почитали, Мартова – любили, но только за Лениным беспрекословно шли как за единственным бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фантастическую веру в движение, в дело…».
Ещё один лидер меньшевиков, Николай Владиславович Вольский (псевдоним Н.Валентинов): «Сказать, что я в него «влюбился», немножко смешно, однако этот глагол, пожалуй, точнее, чем другие, определяет моё отношение к Ленину в течение многих месяцев».
Продолжим. Николай Александрович Бердяев. Русский философ, убеждённый противник Советской власти, кумир нынешних либералов. Это его Ленин, будучи Председателем Совнаркома, выслал в 1922 году за границу на «философском пароходе» в составе группы неблагонадёжных представителей буржуазной интеллигенции.
В середине 30-х годов прошлого столетия в своей книге «Истоки и смысл русского коммунизма» он писал: «Идеологически я отношусь отрицательно к советской власти. …Но в данную минуту это единственная власть, выполняющая хоть какую-нибудь защиту России от грозящих ей опасностей. Внезапное падение советской власти, без существования организационной силы, которая способна была бы перейти к власти не для контрреволюции, а для творческого развития, исходящего из социальных результатов революции, представляла бы даже опасность для России и грозила бы анархией.
…Ленин был типически русский человек. …В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и к риторике, практичность мысли, склонность к нигилизму на моральной основе. Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типически русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство.
…Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного мировоззрения с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике. Только такие люди успевают и побеждают. Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, почти коварством. В Ленине не было ничего от революционной богемы, которой он терпеть не мог…
В своей личной жизни Ленин любил порядок и дисциплину, был хорошим семьянином, любил сидеть дома и работать, не любил бесконечных споров в кафе, к которым имела склонность русская радикальная интеллигенция. Он терпеть не мог революционной романтики и революционного фразёрства. …Он громил коммунистическое чванство и коммунистическое враньё.
…И он остановил хаотичный распад России, остановил деспотическим тираническим путём. В этом есть черта сходства с Петром. …Ленин проповедовал жестокую политику, но лично он не был жестоким человеком. …Революционность Ленина имела моральный источник, он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации. (Здесь и далее выделено мной. – Авт.)…Ленин не был дурным человеком, в нём было много хорошего. Он был бескорыстным человеком, абсолютно преданным идее, он даже не был особенно честолюбивым и властолюбивым, он мало думал о себе.
…Как это парадоксально ни звучит, но большевизм есть третье явление русской великодержавности, русского империализма – первым явлением было московское царство, вторым – петровская империя. Большевизм – это сильное, централизованное государство.
…Никогда в стихии революции, и особенно революции созданной войной, не могут торжествовать люди умеренных, либеральных, гуманитарных принципов. Принципы демократии годны для мирной жизни, а не для революционной эпохи. В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов, люди склонные и способные к диктатуре. Только диктатура могла остановить процесс окончательного разложения и торжества хаоса и анархии. Нужно было взбунтовавшимся массам дать лозунги, во имя которых эти массы согласились бы организоваться и дисциплинироваться, нужны были заражающие символы. В этот момент большевизм, давно подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая, с одной стороны, могла докончить разложение старого и, с другой стороны, организовать новое. Только большевизм оказался способным овладеть положением, только он соответствовал массовым инстинктам и реальным соотношениям…».
А это Карл Каутский, немецкий экономист, историк и публицист: «Наши разногласия не должны делать нас слепыми к величию усопшего. Он был колоссальной фигурой, каких мало в мировой истории. Между правителями великих государств нашего времени имеется только один, который хоть сколько-нибудь приближается к нему по своей силе. Это Бисмарк. Конечно, их цели были диаметрально противоположны. У одного – торжество династии Гогенцоллернов в Германии, у другого – торжество пролетарской революции. Это такая же противоположность, как между водой и огнём. Цель Бисмарка была мелка, цель Ленина – колоссальна».
Не могу не привести слова с признанием заслуг Ленина нашего современника – философа Александра Александровича Зиновьева (29.10.1922 – 10.05.2006), которого нельзя заподозрить в любви к Советской власти, так как он был выслан этой властью за границу и лишён гражданства: «Результатом революции 1917 года явился грандиозный процесс созидания и побед. Советский Союз (бывшая Российская империя) превратился в сверхдержаву, перед которой трепетала вся планета. Успехи её во всех сферах жизни были бесспорны даже для её врагов. Она стала великим соблазном для угнетённых народов и классов планеты.
Одной из исходных и важнейших целей организаторов холодной войны Запада против Советского Союза было намерение лишить последний роли соблазнительного образца для сотен миллионов обитателей планеты. А что явилось результатом «революции сверху» после 1985 года? Разрушение всего достигнутого за годы советского строя, деградация во всех сферах общества, распад страны, деморализация всего населения, отчаяние, превращение страны в колонию Запада.
Революция 1917 года спасла Россию от гибели, продолжила историю её как великой державы, сохранив и умножив лучшие её достижения. Считать советский период русской истории чёрным провалом есть чудовищная ложь».
Это из репортажа корреспондента газеты «Нью Йорк Таймс» Уолтера Дюранти: «Я видел Ленина, когда он говорил со своими сторонниками. Небольшого роста, энергичный, плотный человек под ослепительным светом, встреченный бурными аплодисментами. Я обернулся, их лица сияли, как у людей, взирающих на божество. И Ленин был таковым, независимо от того, считали ли вы его заслуживающим проклятия антихристом или рождающимся раз в тысячелетие пророком. По этому вопросу можно спорить, но, если пять тысяч лиц способны засветиться и засиять при виде его (а я это наблюдал), тогда я заявляю, что он был необыкновенной личностью».
А вот что сказал бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен, посетив кабинет Ленина в Кремле: «Теперь я понял, в чём сила Ленина: в его бескорыстии. Он всего себя отдал народу. И такой человек не мог не победить, было бы не справедливо, если бы он не победил».
Напомню: это были высказывания идеологических противников Ленина.
В.Ф.Сердюк, преподаватель КГА ПОУ «Лесозаводский индустриальный колледж».