Для большинства родившихся в нашей стране 1 мая накрепко связано с Днем международной солидарности трудящихся – так этот праздник назывался в СССР, и в моей памяти он остался самым светлым образом в виде огромных первомайских демонстраций, осталось ощущение чего-то светлого и радостного.
Многое изменилось с тех пор, но сам праздник выжил, пережив непростые времена и, хотя и получил статус государственного и официально другое название, но своего оппозиционного смысла не утратил.
А ведь в основе Дня международной солидарности трудящихся лежали довольно драматические события 1886 года в Америке, когда 1 мая 1886 года и в последующие дни левые и рабочие организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций с требованием восьмичасового рабочего дня. Эти митинги и демонстрации переросли в жестокие столкновения, в результате которых только 4 мая 1886 года погибли шесть демонстрантов, затем в перестрелках и от взрыва бомбы, брошенной неизвестно кем (почему-то вспомнились снайперы с украинского майдана) погибли 8 полицейских и до 50 рабочих. По обвинению в организации взрыва несколько рабочих были казнены, а позже выяснилось, что они невиновны и были оговорены главным свидетелем. Вообще, всем, кто хочет получить представление о жестоких классовых битвах того времени, советую замечательный рассказ Джека Лондона «По ту сторону провала», где такого рода события описаны пером мастера.
Двадцатый век открыл человечеству другие времена, когда научно-технический прогресс и влияние Великой Октябрьской социалистической революции, просто перевернувшей все представления о человеческой жизни, до последнего времени отчасти сглаживали в мире противоречия между трудом и капиталом. Но сейчас, в 2021 году, никак нельзя сказать, что эти «другие времена» стали мягче, гуманнее, счастливее. Скорее даже наоборот. И запрос в мире на социальную справедливость, которым было пронизано все человечество в начале XX века, сейчас становится, думаю, таким же сильным. И тут как раз вот этот научно-технический прогресс играет с капитализмом злую шутку – с одной стороны, люди в целом на Земле материально стали жить лучше, а с другой стороны, такие явления, как крайняя нищета и даже голод, остаются даже в самых развитых странах, не говоря уже об Африке или Индии, но при этом благодаря повсеместному проникновению интернет-технологий и доступности почти любой информации абсолютное большинство людей видят, насколько несправедлива сегодняшняя жизнь. Причем никто уже не скрывает, что богатые, ведущие вызывающе роскошный, пресыщенный образ жизни, стали богатыми совсем не в силу того, что они приносят самую большую пользу обществу, и уж тем более не в силу лучших человеческих качеств, а в силу совсем других обстоятельств, не имеющих ничего общего с элементарной справедливостью. Это отлично показано в фильме южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо с говорящим названием «Паразиты», просто осыпанного в прошлом году кинопризами. К слову, и другие отмеченные наградами и призами фильмы в последние годы, такие как «Джокер» или последний призер «Оскара» «Земля кочевников», к капитализму относятся, мягко говоря, недоброжелательно – но это тема отдельной статьи.
Увы, за последний год жизнь, что у нас в стране, что в мире, мягко говоря, лучше не стала. Эпидемия коронавируса, действительно смертельно опасного заболевания, дала возможность во многих странах воплотить вековую мечту господствующих классов – запретить пролетариям собираться «больше трех». Эпидемия оказалась прекрасным поводом списать на нее все провалы, ошибки и просто жадность, оправдать жестокость. Мы видим большое количество репрессий, которым стали подвергаться левые силы в нашей стране – но и не только в ней.
Уже сейчас мы видим, что массовые первомайские митинги и шествия в регионах отменяются и запрещаются одни за другими, а наши традиционные мероприятия пройдут в форме возложения цветов или в виде встреч с депутатами. И я сам, в принципе, согласен с жесткими карантинными мерами, но я вижу, с каким, не побоюсь этого слова, удовольствием власти запрещают собрания оппозиции, и у меня есть большое опасение, что даже если будет найдено радикальное средство от коронавируса, будет придумано что-то еще, чтобы не дать народу выражать свое недовольство.
Да и в карантинные меры, похоже, сами власти верят как-то непоследовательно – вот вроде бы объявили сплошные выходные с 1 по 10 мая, что само по себе для многих, особенно для людей, имеющих собственное подсобное хозяйство, и неплохо. И объясняют необходимостью карантина, но понятно же, что компенсировать потери гражданам, и так еле-еле выживающим от зарплаты до зарплаты (а таких у нас, даже по оценкам Дерипаски, более 80 миллионов), никто не будет. И вот уже жесткие меры раскисают, как внезапно выпавший в апреле снег, и вопрос работать или не работать отдается на откуп работодателям – вот вам и весь карантин! Зато массовые политические мероприятия как были, так и остаются под жестким запретом. Причем многие местные политические лидеры опасаются выводить людей на улицы, поскольку есть большая опасность подставить их под необоснованные и жестокие репрессии. Мы не можем, как либералы, использовать наших товарищей и сочувствующих как «пушечное мясо», толкая их на несогласованные акции по принципу «чем больше посадят, тем лучше!». Я сам всегда призываю держаться подальше от незаконных акций либералов, как можно дальше, но наказывать за участие в акциях Дня защитника Отечества – 23 февраля, как случилось в целом ряде регионов, в нашей стране, при той роли, которую играла армия в нашей истории – это, говоря юридическим языком, явно избыточные меры государственного принуждения, а говоря нормальным, человеческим языком – просто абсурд, недопустимо и не лезет ни в какие ворота.
В этих условиях и День международной солидарности трудящихся, и наша борьба за свои права, и вообще опыт СССР становятся просто по дням все более ценными. Нам часто наши оппоненты говорят: «Что вы всё сравниваете нынешние времена с СССР, что вы всё смотрите в прошлое, вы смотрите в будущее!» Ну а как же нам не сравнивать? Все-таки большинство из нас успели пожить и там, и здесь, и, наблюдая настоящее, сравнивая его с прошлым, мы видим, что мы потеряли, и будущее, которое вытекает из нынешнего настоящего, выглядит не просто безрадостно, а прямо-таки страшно. Если оперировать категориями фантастов, то на наших глазах стремительно разворачивается антиутопия: отходы и мусор захватывают страну быстрее любого завоевателя, экологическая катастрофа становится реальностью для большой части населения, а в программах, посвященных новым технологиям, радостно обсуждают, какие профессии в ближайшем будущем исчезнут, потому что людей в них вытеснят машины. Например, ожидается, что в ближайшие 10 лет полностью исчезнет самая распространенная в мире профессия водителя. А людей куда? А никто даже не задается таким вопросом. И это действительно цель цивилизации, чтоб 3 процента богатых обслуживали роботы, а остальные задохнулись в нищете от мусора, вирусов и грязного воздуха?
Да уж, нам есть с чем сравнивать, и чем дальше, тем больше сравнений не в пользу нынешнего режима – не только российского, а вообще господствующего на планете. Американский капитализм, несмотря на то, что явно побогаче нашего колониального и периферийного, порой по степени жестокости даст нашему большую фору. Так что к вопросу о сравнениях, последним 30 годам вообще нечем похвастаться перед СССР ни в России, ни в капиталистическом мире – ну вот просто нечем вообще. Полные полки магазинов? Да в любой самой бедной африканской стране, где люди сотнями умирают от голода, полки магазинов такие же полные и ассортимент не хуже московского, особенно в богатых кварталах. Помню, как во время дефолта 1998 года все эти «полные полки» исчезли за два часа. Да и прошлым летом, в разгар эпидемии, мы видели, насколько призрачно это внешнее «изобилие». И, напротив, социалистические Китай, Вьетнам, Куба блестяще справились с эпидемией, двигаются вперед, и будущее явно за ними.
В заключение приведу цитату из одной из моих самых любимых книг «Месс-Менд» Мариэтты Шагинян, которую я рекомендую к прочтению всем – просто чтобы ощутить атмосферу и бескрайнюю энергетику послереволюционной Советской России. Эти слова говорил рабочим их лидер Микаэль Тингмастер: «Подумайте-ка, никому еще не пришло в голову, что мы сильнее всех, богаче всех, веселее всех: дома городов, мебель домов, одежду людей, хлеб, печатную книгу, машины, инструменты, утварь, оружие, корабли, пушки, сосиски, пиво, кандалы, паровозы, вагоны, железнодорожные рельсы – делаем мы, и никто другой. Стоит нам опустить руки – и вещи исчезнут, станут антикварной редкостью!»
Мы не пропадем. Как говорится, рабочие точно выживут без капиталистов, но еще ни одному капиталисту не удавалось выжить без рабочих. Не дадут выходить на улицы – будем использовать интернет-технологии, которые сейчас доступны каждому. Будущее за нами, будущее за людьми труда, будущее за созидателями. Поэтому всех людей труда в нашей стране и в мире я поздравляю с нашим любимым, светлым, боевым праздником – Днем международной солидарности трудящихся! С праздником, товарищи!
Газета «Советская Россия».