Говоря о «сибирских городах им. Шойгу» и «дальневосточных городов им. Трутнева», нужно понимать, что для того, чтобы привлечь туда рабочую силу, власти должны предоставить условия жизни в разы (без преувеличения, в разы) лучше, чем те, в которых живут сейчас эти потенциальные переселенцы.
Это понимали даже в 40−50 годы прошлого века, хотя тогда в резерве было полно бесправной рабсилы: зеков, депортированных, спецпоселенцев, ссыльных и т. д. И на тот же Дальний Восток переселяли в основном вольнонаёмных, понимая, что их труд будет эффективнее, чем у подневольных. И давали этим вольным переселенцам жизнь в разы лучшую.
Что давали переселенцам? Бесплатный проезд с питанием и провоз багажа, 1000 руб. на обустройство без отдачи, беспроцентная ссуда до 5000 руб., приусадебный участок 50 соток, льготные цены на дрова, сниженные налоги, далее — «каждой переселенческой семье по государственным ценам продавалось: 1 корова, 2 овцы, 1 поросёнок. Из промышленных товаров на человека: 1 полушубок, 1 пальто, 1 пара валенок, 1 пара ботинок, 1 пара галош, 10 м. мануфактуры». Госцены были ниже рыночных в 5−10 раз. «Обеспечение переселенцев жильём, надворными постройками».
Итак, два примера, как власть реагирует на нехватку «человеческих ресурсов». Первый пример: крестьяне. Основной и дармовой ресурс со времен Московии и до эпохи Маленкова-Хрущева.
На эксплуатации этого саморазмножающегося ресурса (с нескольких миллионов при Петре I до 180 миллионов к 1917 году) жил царизм и им же обусловлено «чудо индустриализации».
Но вот незадача — к концу 50-х годов прошлого века крестьяне в РСФСР… закончились. Нет, они не исчезли. Просто: а) их доля в населении снизилась до 50% (в 1927 году она была около 83% и при этом почти 60% крестьян были неграмотными); б) снизилась рождаемость; в) за счёт выросшей грамотности крестьяне начали массово уезжать из колхозов. Для этого ими использовались все лазейки: оргнаборы на стройки социализма, уход в МТС (машинно-тракторные станции), служба в армии и последующий уход в вахтеры (русская, украинская и белорусская деревня затопила органы еще с 30-х годов), учёба и так далее. Все что угодно, лишь бы не к пашне.
Как отреагировало государство? Ввело снова крепостной строй? Продолжило сажать беглецов из колхозов в тюрьмы? Нет!
Крестьянам начали платить потихоньку зарплаты и пенсии, пусть и маленькие, но затем подросшие до среднего уровня. Избавили от почти всех повинностей (содержать и ремонтировать дороги, мосты, школы, детские садики и больницы). Колхозам неуклонно повышали закупочные цены.
В 70-е годы власти дошли до того, что стали вбухивать в деревню реально огромные деньги. Механизатор мог зарабатывать в колхозе до 350−450 рублей плюс премии в страду. В 80-е годы власти с целью удержания крестьян начали программу… строительства коттеджей в Белоруссии и ряде регионов РСФСР. Закончил техникум или институт, пришёл в колхоз — получи коттедж с участком. И это не фантастика. Не везде так было, но деньги в село шли. Финансировались школы, больницы, спортивная инфраструктура, дорожное сообщение.
На севере европейской части РСФСР — масса сельских аэродромов, из глухих деревень Архангельской области людей возили на лёгкой авиации на операции в областной центр (сам свидетель). На всех реках — Волга, Кама, Северная Двина (где был сам) — масса скоростных теплоходов и катеров («Ракета», «Метеор» и так далее). Все билеты стоили копейки.
Пропаганда надрывалась, призывая народ не уезжать из деревень (посмотрите фильм «Афоня»), людям давали льготы. Но! Население все равно валило и вымирало (с 70-х годов в РСФСР началась естественная убыль населения).
Конечно, без этих мер все было бы ещё хуже. Но как видим, никаких вам гулагов, крепостного права и тому подобного. Вопрос, смогут ли нынешние «эффективные менеджеры», привыкшие экономить на народе каждую копейку, мотивировать наш недоверчивый народ «покорять тайгу», представляется излишним…
По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».