Экономисты всего мира поражены: в августе текущего года Китаю удалось сильно увеличить объемы экспорта, что позволило, как пишет, например, агентство Reuters, экономике страны «значительно облегчить восстановление от последствий пандемии коронавируса». Судя по всему, аналитики агентства перепутали божий дар с яичницей. Это в западном мире продолжается пандемия и слышится много разговоров о восстановлении экономики.
Впрочем, экономика США и впрямь начала «дышать»: рост ВВП за первое полугодие составил 6,5%. Но Китай то давно восстановился от пандемии и там идет беспрецедентный рост — 18,3 процента прибавила экономика КНР в первой половине 2021 года. Бурными темпами растут и другие показатели, в частности экспорт вырос в августе на 25,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это, кстати, больше, чем рост в июле текущего года — 19.3 процента. Как видим экономика КНР не только растет, но и ускоряет темпы этого роста. Рост экспорта показывает, что без китайской продукции мир обойтись не может. Особенно в периоды кризиса. Кстати, самая существенная прибавка китайского экспорта произошла за счет спроса в развитых странах, прежде всего в Европе. Росту экспорта поспособствовало открытие терминала Мейшан в одном из самых загруженных портов мира — Нинбо-Чжоушань, работа которого была приостановлена 11 августа из-за обнаружения коронавируса у сотрудника порта. Это вызвало панику среди получателей китайской продукции и вот сейчас они наверстывают упущенное. Поэтому в ближайшие месяцы объемы китайского экспорта увеличатся, считает основатель Heji Trade & Credit Research Center Мэн Сянглонг.
А по оценке Oxford Economics, восстановление мировой экономики продолжит поддерживать высокий уровень экспорта Китая до конца 2021 и в 2022 году. Но здесь корректнее было бы сказать, что динамика экономики КНР обеспечивает выход мирового хозяйства из застоя.
Впрочем, это не касается России, для которой Китай является главным торговым партнером. У нас как было падение ВВП, так и остается. Если верить Росстату, оно по итогам первого полугодия составило 0,8 процента. Сравните с ростом в КНР на 18,3 процента. Наша экономика развивается, точнее стагнирует, по своим особым законам. Мы же страна особая, как нам внушают наши идеологи. Только жаль, что особость ее пока проявляется в отставании от остального мира. Не помогает даже наш огромный сосед, экономические отношения с которым хотя и развиваются, но не становятся локомотивом выхода из перманентного кризиса. Как сообщила китайская таможня, за истекшие 8 месяцев 2021 года, объем торговли между двумя странами вырос в годовом выражении на 29,5 процента. Китайский экспорт в РФ вырос на 31,6 процента и составил 40,804 млрд. долларов США. Импорт российских товаров и услуг увеличился на 27,8 процента — до 48,193 млрд. долларов.
Все это в разы меньше, чем торговый оборот Китая с США, который, несмотря на «торговые трения» увеличился в январе — августе на 36,6 процента — до 470 млрд долларов. Правда, президент России в июле текущего года с удовлетворением констатировал, что, несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 нашим странам удалось удержать торговый оборот на уровне 100 млрд. долларов в год. И по его словам, поставленная цель — доведение двустороннего товарооборота с КНР до 200 млрд долларов США — может быть достигнута к 2024 году. Посмотрим. Беда в том, что львиную долю нашего экспорта в Китай составляют энергоносители. А их цена нестабильна. Вдруг к 2024 году (например, в связи с углеродным переходом в Европе) цены на них упадут? Тогда и цена наших нефти и газа опустится. И это повлияет на ценовые показатели торгового оборота. Но в абсолютных объемах он действительно растет.
России грех не воспользоваться возможностями для роста, которые предоставляет уходящая в отрыв китайская экономика. Тем более, что китайские власти намерены создать дополнительные стимулы для развития своего хозяйства с помощью дополнительного банковского регулирования. Ожидается, что центральный банк Китая пойдет на дополнительное снижение обязательных резервов банков. Причем, сделает это, несмотря на то, что в июле такое сокращение — на 1 триллион юаней (154,69 миллиарда долларов) — уже было проведено. Китай ищет и находит все новые способы поддержать беспрецедентный экономический рост, который мы наблюдаем в этой стране уже десятилетия.
Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд».
По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».