Депутат Законодательного Собрания - о сменах избирательного законодательства и о том, почему перестало быть модным ходить на выборы…
Сентябрь — традиционная пора выборов и довыборов в законодательные органы разных уровней. Для каждой партии это время становится проверкой на успешность и востребованность у людей. И, на взгляд обывателя, все очевидно: кто получил больше голосов, тот и молодец. Однако выборы — схема тонкая и далеко не столь однозначная. Депутат Законодательного Собрания края Артем Самсонов рассказал, в каких районах испугались кандидатов от КПРФ, о чем он готов держать пари на любых условиях и почему выборы — это очень важно.
- Вообще, 13 сентября выборы будут проходить во многих районах и округах Приморского края – это, например, выборы депутатов Михайловского, Октябрьского, Хорольского районов, довыборы в Надежденском районе. Но мне, как депутату от Владивостока и руководителю Владивостокского отделения КПРФ больше интересны довыборы в Законодательное Собрание Приморского края по 9-му округу.
- А с чем связано, почему объявлены довыборы?
- Проведение довыборов связано с тем, что на предыдущего депутат от этого округа - единоросса Евгения Костюкова, было заведено уголовное дело, и он скрылся за границей. Естественно, что округ — а это Советский район и часть Первореченского — потеряли своего депутата.
- Какие у вас ожидания от этой кампании? Все мы знаем громкие истории о том, как проходят кампании…
- К сожалению, каждый год, буквально перед каждыми выборами, у нас меняется Избирательное законодательство. И причина, почему так происходит, очевидна любому, кто хоть немного интересуется политикой — изменения происходят, что бы не допустить победы оппозиционных кандидатов.
- Поясните, что вы имеете в виду.
- В 2004 году у молодой тогда партии «Единая Россия» был высокий рейтинг среди избирателей, но не так много миллионеров в своём составе. Тогда же любой оппозиционный ресурсный кандидат мог легко выдвинутся, внеся избирательный залог. А обладая значительными ресурсами можно было заняться банальной скупкой голосов и за 10 дней досрочного голосования обеспечить себе победу. Такая ситуация провластную ЕР не устраивала, и досрочное голосование было отменено. Шло время, процедура выдвижения кандидатов была выхолощена, отменили избирательный залог, правила сбора подписей установили невыполнимыми, «Единая Россия» превратилась в партию миллионеров, а её рейтинг упал ниже плинтуса. И вот, что бы удержаться у власти, в 2015 году досрочное голосование было возвращено. И сейчас в течение 10 дней до дня голосования можно наблюдать очереди голосующих досрочно за определённого кандидата.
- Но ведь голосование тайное, как вы можете знать за кого голосуют досрочно?
- Голосование тайное, но итоги по досрочному голосованию подводятся отдельно и если оказывается, что за кандидата-единоросса досрочно голосует 80%, а в день голосования только 20%, то нормальному человеку объяснять, почему так произошло, нет необходимости. Например, в прошлом году, на довыборах во Владивостоке общественность следила за ходом досрочного голосования, было видно, как одни и те же машины привозят на голосование людей маргинального вида, все кандидаты, в том числе и провластный кандидат Виталий Горичев, заверяли, что они не имеют к этому отношения. Однако когда провели итоги, оказалось, что именно кандидат Горичев получил 75% голосов досрочников, остальным пятерым кандидатам досталось 18% на всех, 6% было испорчено. Не было бы вопросов, если бы подобная пропорция сохранилось и в день голосования. Однако в день голосования, когда на участки шли нормальные, а не «заряженные» избиратели, за Горичева проголосовало только 20%, а за коммуниста Кущенко 40%.
- Это было год назад…
- Сейчас картина не лучше — мы видим, что все досрочное голосование идет привод людей в халатах врачей и оранжевых жилетах рабочих. Уже более 1000 человек привели, и вот могу держать с вами пари, что подавляющее большинство досрочных голосов будут отданы за одного из кандидатов. За того, кто собственно и организует эти карусели с досрочкой. Кто это станет известно после подведения итогов досрочного голосования. Хотя я думаю, имя и партийная принадлежность человека в чьих интересах организуется досрочное голосование и сейчас уже ни для кого не секрет.
- Артем Анатольевич, вернемся немного назад. Вы сказали, что под каждый выборы меняется законодательство. Что изменилось в этом году?
- Многое. Например, разрешили выездное голосование — в багажниках и на пеньках. Оно появилось после кампании по изменению Конституции. И вот такое голосование невозможно контролировать, очень легко подменить бюллетени и фальсифицировать результаты. И все это сделано в угоду «Единой России», так как партия теряет позиции. И 13 сентября оно тоже будет использоваться. Я лично считаю, что эта ситуация в корне неверна. Тем более, что изменения принимались уже во время самой кампании. Нельзя менять правила во время игры – это шулерство.
- Про досрочное голосование понятно, но что происходит в день голосования, не случаются ли нарушения тогда?
- Есть фальсификации и в день голосования. Самые наглые, это когда полиция выгоняет наблюдателей, а комиссия не считает бюллетени, а сразу рисует итоговый протокол. Таких ситуаций много, например, в Уссурийске. Бывает, переписывают результаты уже введённые в систему ГАС Выборы, как было два года назад на выборах губернатора. Бывает итоговый протокол переписывается председателем после выдачи копий наблюдателям. Так случается когда наблюдатели не очень опытные и получают копию неправильно заверенную, например, без указания времени её выдачи. Суд данную копию не принимает.
- Сейчас начинают использовать Комплексы обработки избирательных бюллетеней, так называемые КОИБы. Возможны ли фальсификации с ними?
- К сожалению, губернаторские выборы в декабре 2018 года показали, что можно. Есть два вида КОИБов 2010 и 2017.
В 2018 году на выборах губернатора Приморского края во Владивостоке использовались КОИБы обоих видов. Результаты. посчитанные КОИБами 2017, были всегда разные. Кожемяко набирал от 35 до 45 процентов, а результаты, посчитанные КОИБами 2010, парадоксально совпадали. Например, в Ленинском районе все КОИБ 2010 насчитали Кожемяко 72%, а в Первореченском 76%. Мало того, совпадали проценты и у остальных кандидатов. В Ленинском районе у Андрейченко везде на КОИБ 2010 - 25%, а в Первореченском 14%. Любому нормальному человеку понятно, что подобное возможно только в результате человеческого вмешательства в работу электронного устройства. Получается в работу КОИБ 2010 можно вмешаться, а в работу КОИБ 2017 пока не получается. Вдвойне интересно, что крайизбирком принял решение в 2020 году на выборах использовать только КОИБы 2010. Не догадываетесь почему?
- Артем Анатольевич, если, как вы говорите, что у нас постоянно фальсифицируют выборы, почему у нас люди не выходят протестовать как в Белоруссии?
- Потому что в России, даже на кампании федерального уровня, приходит всего 30-40%% избирателей. Конечно, с учётом 100% «голосований» во всяких Кавказах или Мордовиях или на некоторых участках Уссурийска итоговая явка выходит 70%, но она рисованная. Получается большинству людей, пока что, в России неинтересна политика и выборы, 60% не ходили ни за кого не голосовали, поэтому формально их никто не обманул, их голоса не подделали им нет смысла выходить на улицы.
- А почему же перестали ходить на выборы?
- Объясняю. В Советском Союзе явка была высокой, потому что было стыдно НЕ ходить на выборы. Люди были воспитаны так, что надо ходить голосовать. Иное поведение — моветон. Кроме того, это был праздник, которого люди ждали. И сейчас явку дает именно то поколение. Те же, кто был воспитан уже в современной России, мыслят иначе. И виновата здесь в первую очередь пропаганда, которой нас пичкают после 1996 года, когда власть поняла, что при большой явке сложно фальсифицировать результат, а при этом можно потерять очень большие деньги. Особенно, если обратно национализировать прихватизированное ранее олигархами государственное имущество. И вот с того времени огромные государственные ресурсы тратятся на «сушку» явки.
Пропагандой в головы людям закладывается, что ходить на выборы – это себя не уважать, что всё уже решено и без вас, что голосуй не голосуй всё равно получишь «мало», что все депутаты плохие, хорошие туда не идут, что политика это грязное дело. Вы же помните песню из фильма «День выборов»? «Выборы, выборы, кандидаты….». Везде выборы высмеивают и тем самым внушают детям, что ходить голосовать не надо, и такая пропаганда подействовала. Теперь люди гордятся тем, что не ходят на выборы. А вот в Белоруссии ситуации противоположна, там осталась старая советская система, там стыдно не ходить на выборы и вот люди пришли и увидели фальсификации, которые действительно были и люди возмутились. У нас же мало кто ходит и, следовательно, мало кто возмущается. Понимаете, плохую власть выбирают те, кто не ходит на выборы.
- Артем Анатольевич, вернемся к довыборам. Что даст вам один дополнительный мандат в парламенте?
- Откровенно говоря, сейчас он погоды не сделает. Но наша победа даст уверенность людям в том, что выборы важны, что их голос влияет на ситуацию. И что можно менять власть законным путем. И так постепенно у нас окажется большинство. И вот тогда мы сможем прекратить принятие странных законов, разбазаривания бюджетных денег на сомнительные проекты вроде Хаятов, добьемся возврата прямых выборов мэра. Оппозиция нужна. И, в том числе, для того, чтобы парламент был местом для дискуссий.
- А вам лично депутатская работа приносит удовольствие?
- Это сложный вопрос. Иногда опускаются руки, когда мнение оппозиции не слышат, игнорируют. Переживаешь, это больно, когда твой законопроект не рассматривается год без какой-либо объективной причины. Но. Есть такое понятие — долг. Можно долго сидеть на кухне и ругать власть. А можно сидеть в Заксобрании и чего-то добиваться. Например, уверен, что во многом благодаря мне край перестал финансировать бесконечное строительство отелей «Хаятт». И я добивался этого на трибуне ЗакСа, а не на табуретке на кухне.
- А избиратели не задают вопросы, где практические результаты?
- Знаете, во время выборов кандидаты очень часто путают людей красивыми обещаниями построить дорогу, лестницу, подпорную стенку. А ведь на самом деле, это полномочия исполнительной власти. Да, я как депутат по звонку приезжаю и встаю с жителями на защиту скверов от вырубки или разбираюсь в хитросплетениях строительного законодательства и останавливаю незаконные точечные застройки под окнами. В Законодательном Собрании я и наша фракция всегда отстаиваем интересы людей. Мы единственные последовательно голосовали против выкидывания денег на «Хайяты», только мы добиваемся принятия закона о детях войны. Наша фракция единственная выступила против принятия людоедского закона позволяющего уничтожать «Особо охраняемые природные территории». Считаю важным, что я не прячусь от избирателей, я всегда доступен у многих есть мой сотовый телефон 256-66-98, каждый четверг с 12 часов я веду приём на Партизанском проспекте 12. Это моя работа. И мой долг перед людьми.
Сайт Владивостокского МО КПРФ.